Предисловие книги: О мазовецком праве: Магистерская диссертация. Введение, государственное, гражданское и уголовное право. Ч. 1 / Дунин К. – Варшава: Тип. И. Носковского, 1876. – 253 с. – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ

     Есть ученые, которые желая исследовать прошедшее какого либо народа, задаются, прежде всего, самым трудным вопросом, а именно его судьбами с глубочайшей древности.
     Так как недостаток хотя бы приблизительно достоверного материала не дозволяет им воздвигнуть прочное строение, то они пускаются в странные иногда мечты, и, в результате гордятся выставлением боле или менее удачной гипотезы. Если бы труд такой был только бесполезен, то, положим, можно бы его оправдать приятностью, которую, он доставляет исследователю. Но не трудно убедиться, что это развлечение имеет важное влияние на дальнейший ход дела. Ученый, увлекшись своей гипотезой, не теряет из виду и тогда, когда переносит свои труды на более прочную почву. Рассматривая явления и учреждения позднейших времен, от которых остались уже более достоверные сведения, он в них постоянно желает отыскать подтверждение своей гипотезы и таким образом искажает материал, из которого беспристрастный исследователь составил бы верную картину минувших времен.
     Мне кажется, что как в историческом, так и во всех других исследованиях, необходимо идти совершенно иным путем.
     Сама природа вещей указывает метод, которого нам нужно придерживаться: взяться за легкое прежде, чем за трудное, узнать достоверное, прежде сомнительного, простое, прежде сложного. Руководясь этой мыслью я отказался в настоящем труде от всех попыток представить мазовецкие юридические учреждения в более отдаленное время и начал труд свой только с той эпохи, для которой имеются уже кое какие данные в грамотах, т.е. с XII века. Каждое учреждение я старался прежде всего представить в полном его развитии и только тогда пытался уяснить его возникновение и перемены в предыдущие периоды. Выводы мои я основывал почти исключительно на материале, найденном мною в источниках если же я иногда обращался к предположениям, то только к таким, которые основаны на общих законах развития человеческих обществ, не выводя их из каких либо сомнительных явлений, или же из частных учреждений отдельных народов.