Предисловие книги: Курс истории русского права + Дополнения к курсу лекций по истории русского права / Самоквасов Д.Я. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Тип. Моск. ун-та: Синод. тип., 1908. – 813 с. - репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ
 
     Начало и первоначальное развитие системы русского права скрываются в недосягаемой для истории древности: сходство религиозных верований, политического устройства, уголовных, гражданских и процессуальных институтов, наблюдаемое у всех славянских народов в первые столетия их исторической жизни и множество терминов, означающих до нашего времени в славянских языках одинаковые религиозные, политические и юридические понятия, учреждения и отношения, доказывают, что в существенных чертах своих систем права славянорусов языческой эпохи сложилась уже во время географического и этнографического единства славянских народов в общей их прародине.
     Первоначальными источниками русской правовой системы были творческие силы, создававшие право всех народов, живших племенными союзами: воля граждан (договор), воля органов общественной власти (устав), воля богов, открываемая посредством гаданий и порицаний оракулов, пророков, жрецов (закон-заповеди) и обычай (покон), сознание потомками практики жизни предков. Система прав, созданная совместным действием сказанных творческих сил, наследованная от предков народами, не знающими письменности, получает религиозный характер, составляет народную веру, религию; правила установленного порядка общественной жизни сохраняются в эту эпоху только народным преданием, в котором право всех источников смешивается в понятии священного закона, завещанного народу его предками и богами; раз сложилось народное сознание об известных действиях предков при данных условиях, это сознание обязывало потомков действовать подобно предкам. В эпоху обожания предков потомками практика жизни предков, основанная на правилах всякого происхождения, была обязательною нормою жизни для потомков; а предание отцов, хранившее обычные правила жизни предков, имело значение религиозного закона, то вначале было договором граждан и уставом органов общественной власти, то, проникнув в жизнь. Становилось народным обычаем; а народный обычай, наследуемый от предков потомками, становился религиозным законом. В этом смысле древнейший русский летописец называет законом системы правовых обычаев русских племен: «имея хуть бо обычаи своя и законы отец своих и предания… Кривичи и прочии погани (язычники), не впуще закона Божия, но творящее сами себе закон». Религиозный характер русского права языческой эпохи не менее ясно выражается в древнейших памятниках специально юридического содержания: в договорах руссов с греками Х-го века русское право называется законом, т.е. термином, означающим до сих пор у некоторых славянских народов (напр., у поляков) только Завет Божий, веру, религию; определяя уголовные отношения, договоры называют правонарушение согрешением, грехом, а наказание казнью и епитимьею, т.е. словами, означавшими в древнейших памятниках русской письменности религиозные преступления и наказания. Руссы клялись соблюдать ненарушимо право договора с греками, «как Боже здание, основанное на законе и поконе русского народа».
     Система русского права эпохи племенных государств, по народному верованию, основанная на воле Божией, хранимая священным народным преданием, была тождественна с системою догматов религии, а вместе с тем была также устойчива, столько же консервативна, как догма религии. Порядок жизни, установленный богами, может изменить только воля богов и перемена религии. Все граждане и общественные власти должны безусловно повиноваться такому порядку и неизменно хранить его. Перемена религиозного права рассматривается как грех, преступление против богов, влекущее за собою божескую казнь. Деятельность общественных властей ограничивается управлением и судом в границах священного закона, хранимого преданием. Новые уставы не могут противоречить старым уставам, вошедшим в состав догматов религии. Религия ограничивает законодательную деятельность народа и его властей.
     По отношению к науке система религиозного права не могла подлежать критике: религиозное право можно было изучить только догматически. Посредством наблюдения практики жизни отцов и слушания их наставлений.
     Рецепции христианской религии и появление писанного законодательства изменили языческие понятия о праве и его источниках: языческая система права теряет религиозный характер, получает значение обычая язычников, человеческого творчества, терпимого только в тех случаях, когда обычай не стоит в резком противоречии с христианскою религией. Место языческого закона занимает христианский закон. С другой стороны, христианская религия изменила значение органов государственной власти, выдвинула на первый план законодательную деятельность князей и дала ей самостоятельное значение. Со времени замены язычества христианством правила, определявшие политико-юридическую жизнь русского народа, представляют три системы права: правила языческой религии, сохранившие силу в области народных обычаев, признанных и терпимых новою религиею, новым законом; правила христианской церкви, реципированные русским народом; правила политико-юридической жизни, изданные органами государственной власти.
     При посредстве письменности законодательство органов государственной власти в христианскую эпоху отделилось от народных обычаев и церковного реципированного права; но в эпоху первых Рюриковичей княжеское законодательство было еще так несложно, что не требовало школьного преподавания, а реципированное христианское право так ново и сложно, что его изучение под руководством пастырей церкви было необходимо в самом начале насаждения христианства в России. Необходимости познания русскими христианского закона должны были удовлетворить училища «ученья книжного», заведенные в России уже первыми христианскими князьями.
     С течением времени русское законодательство усложняется, появляется необходимость свода княжеских уставов и специального изучения законов. Эта потребность обнаружилась с особенною силою в московском государстве, объединившем древнюю Русь в территориальном и политическом отношении, долженствовавшем объединить и ее законодательство. Сначала этой потребности удовлетворяли дьяки, юристы-практики, подобные Владимиру Гусеву, которому поручено было составить Судебник Ивана Васильевича III 1497 года. Но дальнейшее развитие законодательства нуждалось в преподавании законов в училищах. Первое сохранившееся распоряжение правительство о преподавании юриспруденции в школах относится ко времени царствования Ивана Васильевича IV.
     Законоведение в России получает особенное оживление в эпоху реформаторской деятельности Петра Великого. Нуждаясь в людях, знающих законы, для осуществления предположенных законодательных реформ, Петр Великий отправляет русских молодых людей в университеты Пражский, галльский, Парижский и другие для изучения законов; вызывает в Россию иностранцев, сведущих в юриспруденции; заботится о переводе на русский язык иностранных сочинений юридического содержания.
     В 1724 году был издан Проект учреждения Академии как высшего ученого и учебного заведения, один из членов которого должен был преподаватель законоведение; но академия была открыта только при Елизавете Петровне (1747 г.).
     Императрица Анна Иоанновна учредила кадетский сухопутный корпус (1731 г.) и повелела преподавать в нем законы. Воспитанники, изучавшие законоведение, были освобождены от слушания других наук. Изучение русского законодательства в корпусе состояло в чтении и объяснении воспитанникам Уложения 1649 года, генерального регламента Петра Великого и других действующих узаконений.
     Императрица Елизавета Петровна (в 1755 году) учредила Московский университет, в юридическом факультете которого было положено три профессора («профессор всей юриспруденции, который учить должен натуральные и народные права и узаконения римской древней и новой империи; профессор юриспруденции российской, который сверх вышеописанных должен знать и обучать особливо внутренние государственные права; профессор политики, который должен показать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были в прошедшие веки и как состоят в нынешнее время»); но история русского права в XVIII столетии не была специальным предметом университетского преподавания юриспруденции; изучение русского права ограничивалось действующими законами и связывалось с преподаванием «всей юриспруденции».
     При императоре Александре Благословенном были преобразованы университеты Московский и Виленский, в котором преподавание законов было введено еще при польском правительстве (в 1771 году); вновь учреждены университеты харьковский, казанский, петербургский и Дерптский. Во всех университетах преподавание юриспруденции было расширено. Вследствие различия личных и материальных средств, состоявших в распоряжении университетов, успехи преподавания в них юриспруденции были неодинаковы. В наиболее выгодных условиях находился Дерптский университет, в котором преподавание законоведения соответствовало преподаванию его в германских университетах того времени.
     В первой четверти нашего столетия успехи университетского преподавания юриспруденции были стеснены: недостатком средств познания не только истории, но и действующего русского права, остававшихся неизвестными, неизданными и разбросанными; недостатком преподавателей законоведения, достаточно подготовленных теоретически; недостатком надлежащего разграничения русской юриспруденции в университетских уставах по специальным кафедрам. Царствованием императора Николая I начинается новая эпоха в истории русского законоведения; одна за другой удаляются причины, стеснявшие развитие научного преподавания русского права. Действующее законодательство было собрано, приведено в систему и издано в Полном собрании свода законов Российской империи. Были приняты меры к открытию и изданию древних памятников русской истории и истории русского законодательства; в этом отношении особенно важные услуги оказала науке деятельность петербургской археографической комиссии, открывшей и издавшей множество древних памятников русской истории и истории русого права. Были приняты меры для пополнения недостатка в университетских преподавателях; с этою целью молодые люди, окончившие успешно курс наук в русских университетах и изъявившие желание посвятить себя профессорской деятельности, были посылаемы в заграничные университеты для окончательного образования; значительное число командированных в германские университеты по возвращении оттуда принесли в Россию новые методы научной разработки права, новые понятия о происхождении и развитии правовых институтов и старались приложить эти методы и понятия к научной разработке системы русского права. В то же время была изменена прежняя система преподавания законоведения в университетах.
     Устав университетов 1835 года еще не признавал историю русского права самостоятельною доктриною и не дал этой наук особой кафедры. Но со времени преобразования русских университетов по началам устава 1835 года догматический способ преподавания русского права мало-помалу изменяется в исторический и историко-сравнительный. Эти направления получают особенное развитие в сороковых и пятидесятых годах. В лекциях и исследованиях профессоров, получивших окончательное образование в германских университетах. Особенную важность имеют труды профессора К.А. Неволина, основателя науки история русского права. Шесть томов Полного собрания сочинений Неволина, посвященные Энциклопедии законоведения (I и II томы), Истории российских гражданских законов (III, IV и V томы) и разным вопросам истории государственного устройства и управления в России (VI том), положили прочное основание ученому правоведению в России. Труды Неволина и историко-юридические исследования Калачева, Соловьева, Кавелина, Иванишева, Беляева, Аксакова, Лешкова, Дмитриева, Чимчерина, Костомарова, Рождественского, Никольского и др. сделали возможным преподавание в университетах истории русского права как науки самостоятельно. Устав 1863 года преподавание истории русского права в университетах поручил самостоятельной кафедре. Действующий устав русских университетов 1884 года сохранил за историей русского права значение самостоятельной науки; а нижеследующие правила экзаменационных требований, изданные в дополнение к уставу русских университетов, дают истории русского права первостепенное значение к ряду доктрин русской юриспруденции.