ВВЕДЕНИЕ
 
     Предлагаемое  исследование об определениях брака в Кормчей первоначально было задумано, как  небольшой вступительный отдел обширной и уже близкой к концу работы, имеющий  своим предметом правовую историю формы заключения брака на православном Востоке  до окончательного установления здесь, в церковном и гражданском  законодательстве, основных начал ныне действующего права. Но то, к чему  предлагалось, сперва, отвести лишь несколько страниц, незаметно разрослось до  более значительных размеров, а некоторые «независящие» обстоятельства заставили  автора поспешить с изданием этой части своего труда в вид отдельного трактата.  Последний, однако, сохраняет и теперь свое первоначальное назначение, что,  впрочем, не отнимает у подготовительных изыскании и некоторой самостоятельной  ценности. Нижеследующие замечания, имеющие своей ближайшей целью - установить  внутреннюю связь между внешне обособившимися частями вышеупомянутой работы,  дадут возможность отметить попутно и тот более общий интерес, какой получает  выяснение церковно-правовых воззрений на брак при начинающимся пересмотре  нашего брачного законодательства.
     Изложенный  замечаниями о предмете и задачах нашего исследования сам собою намечается его  несложный план. Кроме настоящего введения, работа в целом своем виде будет  состоять из двух отделов, соответственно количеству подлежащих обследованию  церковно-правовых определений брака; общее заключение к ней даст возможность  объединить добытые результаты и сделать конечные выводы применительно к  очерченной выше постановке вопроса о форме или формах христианского бракозаключения.
     При разработке  указанного плана нам предстоит иметь дело с очень обширным и разнообразным  составом источников, так или иначе освещающих сущность и природу христианского  брака. Сюда относятся, кроме значительной массы собственно канонических и  юридических памятников, многочисленные произведения древнехристианской и  византийской письменности, литургические записи и т.п. Обилие этих материалов  таково, что с нашей стороны было бы, конечно, слишком самонадеянно помышлять об  исчерпывающей полноте их изучения. Поставив себе в этом отношении более  скромную задачу - не упустить только из вида чего-либо существенного, автор  предпочитает возможный упрек в неполноте самостоятельных справок пользованию  цитатами из вторых рук, составляющему печальную особенность нашей богословской  «эрудиции».