Предисловие книги: Высший суд и надзор в России в первую половину царствования императрицы Екатерины Второй; Материалы для истории Высшего суда и надзора в первую половину царствования императрицы Екатерины Второй: Историко-юридическое исследование: (Период 28 июня 1762 г. – 7 ноября 1775 г.) / Грибовский В.М., прив.-доц. С.-Петерб. ун-та. – С.-Пб.: Тип. С.-Пб. Т-ва Печат. и Изд. дела "Труд", 1901. – 623 с. - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     В восемнадцатом столетии по главному правилу судебная и контрольная деятельность уже почти всецело была вверена подчиненным учреждениям, среди которых Сенат занимал первенствующее место. По этому поводу говорить о высшем суде и надзоре в 18-м веке, значит говорить о суде и надзоре Сената. Вот почему, озаглавливая свой труд именем «Высшего суда и надзора в первую половину царствования Императрицы Екатерины Второй», автор пользовался материалами, относящимися к Сенату по преимуществу.
     К сожалению, история Сената восемнадцатого столетия до сих пор еще не разработана в большей своей части, а екатерининская его эпоха почти не тронута исследователями. Монографии имеются только относительно первых моментов существования этого высшего органа суда и надзора в России. Таковы почтенные труды г. Петровского и проф. А.Н. Филиппова, обнимающие период от Петра I до воцарения Анны Иоанновны. В остальных моментах прошлое Сената почти не тронуто. Если не считать отрывочных сведений, содержащихся ex officio в курсах профессоров Сергеевича, Владимирского-Буданова, Латкина, покойного Градовского или отдельных страниц, посвященных Сенату: в книге проф. Щеглова - «Государственный Совет в царствие Императора Александра Первого, в книге г. Бильбасова «История Екатерины Второй», в «Истории России» Соловьева, в статье проф. Иконникова «Правительствующий Сенат при Екатерине Великой», помещенной в Русском Архиве за 1888 г., в работах Кавелина и Дмитриева, трудящихся над историей нашего процесса и судоустройства. Нельзя также считать достаточным пособием и почтенный труд Градовского «Высшая администрация в России в восемнадцатом столетии и генерал-прокуроры», так как названная книга с одной стороны во многих отношениях уже устарела, а с другой - касается екатерининского времени в слишком общих чертах. Нечего, конечно, совсем упоминать о крайне слабых работах Михайлова и Троцины.
     Вследствие скудости литературных пособий автору пришлось в своих занятиях по екатерининскому Сенату почти всецело руководиться Полным Собранием Законов и данными, почерпнутыми в Московском Архиве Министерства Юстиции, где хранятся документы, относящиеся к периоду деятельности Сената в царствование Екатерины Великой. Часть собранных в этом Архиве материалов издана автором под названием «Материалы для истории высшего суда и надзора в России в первую половину царствования императрицы Екатерины Второй».
     Те выводы, к которым пришел автор после четырехлетнего изучения вопроса, в общем, сводятся к следующему:
     1) Первый толчок установления в России подчиненного высшего суда и надзора за законностью был дан Петром Великим, создавшим Сенат, фискалат и прокуратуру;
     2) взгляды нашего служилого класса на государственную службу при Петре основывались на воззрениях семнадцатого столетия, отрицавших необходимость какого бы то ни было контроля в делах администрации и суда;
      3) преемники Петра вплоть до Екатерины Великой относились к его начинаниям в отношении высшего суда и надзора в делах по большей части безразлично, вследствие чего Екатерине пришлось все начинать, как бы, сызнова;
     4) воцарение Екатерины застало Россию изнемогавшей под бременем административного произвола и судейской неправды;
     5) эти застарелые пороки тогдашнего государственного порядка требовали коренных преобразований, что сознавалось Екатериной;
     6) Сенат в этом деле не мог быть императрице настоящим помощником, так как сам был заражен старыми взглядами на права и обязанности должностных лиц и учреждений;
     7) свои государственные реформы, направленные к достижению искоренения произвола и неправды императрица начала с головы - Сената, подвергнув его делению на департаменты;
     8) значение сенатской реформы заключалось в обращении его из высшего правительственного и фактически законодательного в высшее контрольное и судебное учреждение;
     9) реформой губернских учреждений косвенно была произведена дальнейшая реформа Сената, так как установление института генерал-губернаторства фактически изымало надзор из рук Сената и передавало его наместникам.
     Ограничение Сената в правах контроля учреждением генерал-губернаторской должности является в истории высшего надзора некоторым переломом, образующим момент того поднятого Петром реформационного движения, которое достигло полного выражения только в шестидесятых годах девятнадцатого столетия. Этот перелом дает возможность с удобством эпоху екатерининского Сената делить на два периода: первый - от момента воцарения Екатерины Второй по год обнародования Учреждения о губерниях; второй с 1775 года по день кончины Великой Составительницы Наказа. Первый период охватывается, насколько то удалось автору, настоящим трудом.
     Закончив предпринятую работу, автор пользуется случаем выразить глубокую благодарность за ценные советы и указания своим уважаемым учителям профессорам В.И. Сергеевичу и В.Н. Латкину; точно также свидетельствует свою признательность г. Советову - библиотекарю Архива Министерства Юстиции и прочим чинам последнего, облегчившим автору ознакомление с архивным материалом; библиотекарю петербургского университета г. А.Р. Крейсбергу со служившими гг. Хребтовым-Павловым и Садковым, помощникам библиотекаря Императорской Академии Наук гг. Э.А. Вольтеру и В.И. Срезневскому за любезное содействие в пользовании сокровищами вверенных им книгохранилищ.

Москва, 6 июня 1900