Предисловие книги: История византийского права. Ч. 1: История греко-римского права, от Юстиниана до Василия Македонянина: От 534-867 г. – 1876; Ч. 2: История византийского права: Период 2 (от 867-1458 г.). – 1877. Т. 1: Ч. 1, 2 / Азаревич Д. – Ярославль: Тип. Г. Фальк, 1876. – 499 с. - репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ

     Под греко-римским или византийским правом мы разумеем римское право, отмеченное особенностями византийского элемента.
     Как в западной литературе, так и у нас, в актовой речи профессора Н.И. Крылова, признано всемирно историческое значение византизма без отношения к истории какого-либо другого народа. Откладывая подробное общее заключение о значении Греко-римского права для новейшего правоведения, его всемирно-исторического значения, теперь вкратце укажем на относительный и безотносительный смысл его изучения.
     Из предлагаемого труда будет ясно, что источники греко-римского права были только обработкой юстинианова права и притом обработкой в редких случаях самостоятельной; а с другой стороны все греко-римское правоведение состояло из списывания, извлечения и тому подобных обработок и некоторых немногих оригинальных трудов. Следовательно, относительное значение греко-римского права состоит, прежде всего, в том, что служит средством к полнейшей критике и разъяснению чисто римского права. На эту сторону, прежде всего и обращено было внимание западной науки, как например, в лице Великого Куяция. Во-вторых, культурно-историческое влияние Византии на окружавшие ее народности должно было отразиться и на праве их. Действительно, на греко-римском, а не на чисто римском праве построены были законодательства современной Греции, волохов, грузин, армян, славянских народов. У нас византийское влияние должно было сильно отразиться на всем развитии нашей гражданственности уже в силу тесных сношений с Византиею, обусловленных принятием от нее религии и затем всесторонним влиянием духовенства, в первые времена исключительно греческого в высших своих представителях, а в остальных членах верного отпечатка выработанного византийского типа. В частности на юридической практике древней Руси это влияние должно было отразиться уже потому, что греческое каноническое право тесно примыкало к гражданскому праву, от которого и не могло быть отделяемо и рассматриваемо порознь.
     После сказанного, если раз применить культурно-исторический метод к изучению права одного из перечисленных народов, то невозможно обойтись без изучения греко-римского права.
     Безотносительное значение греко-римского права, прежде всего, в том, что право как явление психологической жизни народа необходимо характеризует всю историческую его жизнь. А во-вторых, на всем греко-римском праве в объективном смысле лежит особый отпечаток, который в отличие от западного римского права можно назвать византийским.
     Уже юстинианово законодательство внесло в римское право столько чуждых ему исторических понятий, столько сделало для сглаживания исторических особенностей его развития, приспособив к новому политическому и административному порядкам, что отчасти можно согласиться с г. Энгельманом, что юстинианово право само есть уже явление греко-римского мира. Но в юстиниановых книгах по самой системе их составления формально византизм проявляется еще довольно бледно. Полно и ясно выразился он во всем последующем законодательстве и, в особенности в законодательстве императоров иконоборцев (Эклога Льва Исавра и Константина Копронима), внесшем множество начал, расходящихся с чисто римским правом.
     Таким образом, греко-римское право в объективном смысле также типично, как и всякое другое право известного народа, а потому под именем греко-римского или византийского права должно разуметь право исторически выработанное в восточной римской империи на началах чисто римского права.
     Задача нашего издания познакомить в более или менее полном очерке со всеми результатами, добытыми до последнего времени в науке византийского права, и тем облегчить дальнейшую его разработку всякому русскому, который пожелал бы, наконец, очистить русскую науку от упрека в пренебрежении той отраслью правоведения, на разработку которой он не только обязуется исторически, но и имеет преимущественное право.
     Необходимость взяться за это дело именно русским ученым обусловливается не только громадным значением для истории и догмы русского права изучения истории и законодательства того народа, который дал нам христианство и сложил под его влиянием и помимо того, чисто внешним образом, массу правовых воззрений, изучение которых в их источнике могло бы предохранить от навязывания культурно-чуждых нам систем, выработанных на началах чисто римского права - но и в том, что русский ученый обладает сравнительно большими средствами для разработки византийского права, пользуясь источниками древнерусского права, канонического права, имея в будущем развитие изучения славянских законодательств, уже владея несколькими трудами по армянскому, грузинскому и т.п. правам.
     В западной науке можно было бы указать на более или менее полные очерки, хотя бы только истории источников греко-римского права, но выходили они в свет отчасти слишком скоро после того, как дан был первый импульс к энергическому исследованию рукописей, их изданий и т.д.