Предисловие книги: Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно русской церкви до эпохи Петра Великого. Вып. 1-2 / Сост.: В.Н. Бенешевич, д-р церк. права, проф. Петрогр. ун-та. – Петроград: Тип. АО тип. дела, 1915. – 388 с. - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Предлагаемый «Сборник» имеет целью дать в руки учащимся удобное средство как вообще ознакомиться с рядом важных и интересных памятников по истории и церковного права, так и принять живое участие в разработке некоторых из них. Конечно, я имел в виду прежде всего своих слушателей, для которых «Сборник» будет необходимым дополнением к читаемому мною курсу церковного права.
     Для лучшего достижения этой единственной практической цели, учебной, прямо и заранее намеченной составителем сборника, нет, и не может быть другого способа. Как придание труду научной ценности привлечением к делу надежных изданий и сырого рукописного материала. Однако в этом отношении нельзя было идти далеко как потому, что собранный мною громадный материал найдет себе более удобное применение в предпринятых Имперской Археогр. Комиссией по моей редакцией изданиях «Памятников древнерусского канонического права, т. II» и «Деяний русских церковных соборов», так и потому, что необходимо сделать предлагаемый «Сборник» книжицей, которая бы, говоря словами Духовного Регламента, «малым иждивением могла быть купована» и «в домах всякого охотника без труда употребляема»
     Практика жизни и отзывы компетентных лиц покажут, насколько удачно осуществлены мною задуманные цели. Достигнутыми для науки результатами я всецело обязан тому широкому содействию, которое оказали мне отдельные лица, а особенно Сенатский Архив, Государственный Архив, Имперская Публичная Библиотека, Архив Св. Пр. Синода и канцелярия Св. Пр. Синода; поэтому считаю долгом принести здесь мою искреннейшую и почтительнейшую благодарность всем, а в частности С.М. Горяинову, И.А. Блинову, И.А. Быкову, К.Я. Здравомыслову, П.В. Гурьеву и персоналу руководимых ими учреждений.
     Наличность в «Сборнике» первого опыта критического издания Духовного Регламента придала ему более широкий интерес, выходящий далеко за пределы мира учащихся и учащих или ученых. Возможно, что и теперь не у одного из читателей регламента явятся те же мысли и чувства, которые протоиерей Савелий Туберозов у Лескова (Соборяне, стр. 120, изд. Маркса, т. I) записывает в свой дневник (1837 года): «получил от келейника о. Троадия редкостнейшую книгу, которую, однако, даже обязан бы всегда знать, но которая на Руси издана как бы для того, чтобы ее в тайности хранить от тех, кто ее знать должен. Сие «Духовный Регламент»; читал его с азартной затяжкой. Познаю во всем величие сего законодателя и понимаю тонкую предусмотрительность книгу сию хоронящих» Хотелось бы надеяться, что появление в свете настоящего издания Дух. Регламента положит конец распространившимся кривотолкам и подвинет значительно вперед дело изучения этого памятника.

В.Н. Бенешевич