ПРЕДИСЛОВИЕ.
Настоящая книга представляет собою опыт систематизированного изложения изданных до сего времени декретов и распоряжений Советской власти в области регулирования торговли. Кодификация этих норм еще не произведена, хотя мысль об этом не чужда законодателю, и еще 21/III 1923 г. Малый Совет Пар. Комиссаров РСФСР постановил свести все конкретные законодательные мероприятия по вопросу о торговле в единый Свод, подлежащий включению в Гражд. Кодекс. В связи с происходящим в настоящее время пересмотром советского законодательства, вызванным образованием Союза ССР и изменениями конституций отдельных союзных республик, будут, несомненно, установлены основные принципы, на которых будет строиться дальнейшее регулирование торговли как в общесоюзном масштабе, так и республиканское. Тогда будет разрешен вопрос и о дальнейшем методе построения торгового законодательства, т.е. будет ли отдельный от Гражданских Кодексов единый Торговый Кодекс или будут даны только общесоюзные «основные законы» о торговле, а нормировка деталей будет предоставлена законодательствам союзных республик. Выработанный, согласно указанному выше поручению, Комвнуторгом проект Торгового Свода не получил законодательного утверждения, и ряд его частей издан в виде декретов по отдельным вопросам от имени законодательных учреждений СССР и РСФСР. В настоящем издании нет ссылок на проект Торгового Свода, а также разбора положений этого проекта в виду того, что он и по системе своей и по существу должен подвергнуться значительной переработке (как указано в предисловии тов. Лежавы, к нему он является именно первоначальным проектом). Вне пределов проектируемого Свода остались столь крупные отрасли, как банковое право, все виды договора перевозки, затем в нем не было дано специальной нормировки деятельности государственных торговых предприятий, что в современных условиях представляется настоятельно необходимым. Общие же положения, которые дани в проекте, напр., о торговых сделках, заимствованные из Герм. Торгового Уложения, далеко не отвечают современным хозяйственным условиям и устарели даже с чисто юридической точки зрения.
Оставляя поэтому в стороне проект Торгового Свода, мы в настоящем издании указываем, однако, в известных случаях на проекты, выработанные но отдельным вопросам и находящиеся уже на рассмотрении законодательных учреждений. Изложение же, за исключением некоторых общих положений, построено целиком на действующем законодательстве и этим объясняются как пробелы изложения, так и некоторое несоответствие отдельных частей книги, в смысле полноты. По целому ряду основных вопросов, вопросов торгового оборота законодательной нормировки еще нет, и составитель не считал себя в праве давать в этих случаях чисто теоретические рассуждения, неуместные в практическом руководстве. Поэтому по вопросам о фирме, переходе торговых предприятий, торговых трестах, синдикатах, смешанных акционерных обществах и т.д. даны только общие указания. Дать полное руководство по советскому торговому праву будет возможно только после того, как все эти вопросы будут разрешены в законодательном порядке.
Необходимо иметь в виду, что на территории Дальневосточной Области временно сохраняют свою силу местные узаконения и. распоряжения, регулирующие внутреннюю торговлю {впредь до согласования их с законодательством РСФСР по постановлениям центр, власти, на основании представлений Даль-ревкома), поскольку они вызываются ее особенностями (декрет ВЦИК и СНК от 18/II-24 г. - Собр. Узак , ЛИ9, ст. 191, прилож.). В области же внешней торговли действует общее законодательство СССР.
Е. Данилова.