Предисловие книги: Вопросы воздушного права. Сборник трудов секции воздушного права Союза Авиахим СССР и Авиахима РСФСР. Вып. 1 / Под ред.: Баранов П.И., Зарзар В.А., Коровин Е.А., Лахтин В.Л., Сабанин А.В. - М.: Авиахим, 1927. - 300 с. - формат В4 - репринтная копия

ОТ РЕДАКЦИИ.

   Изданием настоящего Сборника Секцией Воздушного Права Союза Авиахим СССР преследовалась двоякая цель.
   С одной стороны, ознакомить широкие юридические и авиационные круги с содержанием и основными проблемами воздушного права—этой вновь народившейся отраслью права, идущей в ногу с техническим развитием авиации и воздухоплавания и от него не  отстающей.
   С другой стороны, объединить в нем результаты научно-исследовательской работы Секции за первый период ее деятельности и труды отдельных ее членов.
   Учитывая такую двойственную цель Сборника и его роль широкой трибуны Секции, Редакционная Коллегия стремилась объединить в этом первом выпуске Сборника статьи, как освещающие общее содержание воздушного права, историю и степень его современного развития в Союзе ССР и заграницей, так и излагающие его основные и наиболее актуальные проблемы, расположив материал по разделам в порядке логической последовательности. При этом нельзя упускать из виду, что годом зарождения современного воздушного права в его международном оформлении следует считать 1919 год, и что поэтому данная отрасль юридической науки является младенцем по сравнению с остальными отраслями права.
   При таком положении вещей легко объяснимо, почему проблемы воздушного права еще мало разработаны и в Союзе ССР, и заграницей. Поскольку настоящий Сборник Служит, как сказано, трибуной для всех членов Секции, постольку многие из статей, помещенных в настоящем Сборнике, выражают лишь мнение подлежащего автора, иногда отличаясь от точки зрения на данный вопрос, принятой Секцией. Редакционная Коллегия считает необходимым особо оттенить это обстоятельство, так как оно в некоторых случаях повело к различным выводам по одному и тому же вопросу. Редакционная Коллегия не боится выступить перед судом общественного мнения с материалом несколько разнородного характера. Она находит, что поскольку настоящий Сборник является первым опытом суммирования работ как самой Секции, так и отдельных ее членов, подобное расхождение во взглядах должно быть объяснено той первичной стадией разработки вопросов воздушного права, в которой мы в конечном счете еще находимся. Лишь в процессе обсуждения и дискуссии отдельных сталкивающихся между собою взглядов и мнений получится та объективная точка зрения которая должна соответствовать реальным потребностям советской страны, в частности ее политическим и хозяйственным интересам.
   На ряду с указанным, Редакционная Коллегия считает необходимым отметить, что вопросы объема и систематики воздушного права подымаются на страницах настоящего Сборника впервые в мировой литературе. Как это ни странно, но последняя все свое внимание уделяет до сих пор дискутированию догматических вопросов, в первую очередь вопросов права на воздушное пространство. Не отрицая значения этих вопросов, Редакционная Коллегия сделала все возможное, чтобы на следующих ниже страницах углубиться в изучение тем, более близко отвечающих деловым интересам работников в области воздушного передвижения.
   Заканчивая этим свое вступительное слово, Редакционная Коллегия просит принять свою искреннюю признательность всех товарищей по работе, так или иначе помогавших осуществлению начатой Секцией работы, и выражает надежду, что этот Сборник, являясь первым опытом в цепи дальнейшей литературной деятельности Секции, привлечет большее количество участников в следующих выпусках.

Редакционная Коллегия.
Москва. Январь 1927 г.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.

   Обычное явление наших дней—недооценка широкими кругами экономического и политического значения воздушных средств, значения воздушного передвижения. Но если современный уровень авиационной и воздухоплавательной техники еще не обеспечивает полностью экономическую выгодность, рентабельность эксплуатации воздушного транспорта, — то в сравнительно недалеком времени, по мере дальнейшего технического прогресса воздушных средств, этот новый вид транспорта сделается не только наиболее удобным и выгодным, но и наиболее дешевым и рентабельным. Однако, уже и в настоящее время целый ряд качеств воздушного транспорта (быстрота передвижения на большие расстояния, обуславливаемая возможностью лететь по прямой линии, т.е. по кратчайшему пути, быстрота самого полета — 150 километров в час в среднем, минимум таможенной задержки и т.д.) делает его наиболее выгодным, а иногда и единственно возможным средством сообщения в странах с большими территориями и слабо-развитыми техническими путями сообщения (например: крайний север: Сибирь, Канада; Средняя Азия; Африка и т.д.). Кроме целей перевозки пассажиров, почты и грузов, за последнее время воздушные средства нашли себе применение и в других отраслях народного хозяйства, а именно: для целей аэрофото съемки, борьбы с вредителями полей и лесов авиахимическим способом, разведки и наблюдения при рыбной ловле, тюленьем промысле и т.д., для научных целей и пр., что сильно подняло их удельный вес в экономике и хозяйстве всех стран.
   При всем этом нельзя обойти молчанием и политическое значение воздушных средств—военных, как могущественнейшего средства современной войны, и гражданских, как сильного средства связи и средства укрепления влияния капиталистических государств в колониальных и полуколониальных странах, как одного из сильных средств в их борьбе за новые рынки.
   Недаром вице-министр Авиации и Воздухоплавания Франции — этой мировой авиационной державы — Лоран-Эйнак еще в 1924 году, выступая в палате депутатов в защиту бюджета, закончил свою речь словами «Мы можем с надеждой смотреть на будущее нашей авиации. Наши усилия должны быть направлены в сторону развития коммерческой и, особенно, почтовой авиации. Она представляет собой опыт большого размера, из которого мы сможем извлечь прогресс, который мы сумеем реализовать. Наши международные воздушные линии понесут по всему миру наши интересы, наши знамена и наши идеалы»; недаром Германское Общество воздушных сообщений «Юнкерс-Дессау» заключило в 1925 году такие экономически-невыгодные концессионные договоры, как с Персией и Гватемалой, где оно обязалось без субсидий организовать дорогостоящие воздушные линии сроком всего на два года, в течение которых, конечно, оно не может окупить своих расходов; недаром бюджеты всех капиталистических государств на субсидирование воздушных сообщений представляют очень внушительные суммы (Франция, например, на 1926 г, — 55.000.000 франков), все увеличиваясь из года в год и т.д.
   СССР не обладает еще достаточно развитым гражданским воздушным флотом, но и он постепенно растет и развивается, начинает занимать все более и более прочное место в системе социалистического строительства народного хозяйства Республик трудящихся. Окраины СССР, лишенные удобных средств сообщения, нуждаются в воздушном транспорте, нуждаются в санитарных самолетах; лесное хозяйство, землеустройство, охрана полей от саранчи и др. вредителей сельского хозяйства нуждаются в сельскохозяйственных самолетах; рыбный и зверобойный промысел нуждается в разведывательных самолетах; пушной и золотоискательный промысел начинает предъявлять требование в грузовых самолетах и т. д. Наконец, политико-географическое положение СССР, находящегося на перепутье великих воздушных путей из Европы на Дальний Восток и в Северную Америку, обязывает нас развивать наш гражданский флот, сулит нам в будущем немалые выгоды, но и угрожает нам немалыми опасностями...
   Этот неустанный рост техники и политико-экономического значения воздушных средств вызывает необходимость не только сложной правовой регламентации воздушного передвижения и связанных с ним - вопросов, но и изучения политики и экономики этого нового дела. Это — обязанность юристов, рука об руку с техниками и на основе техники, строить новую науку воздушного права, создавать необходимое специфическое законодательство, суметь подготовить правовое обоснование и найти нормы, необходимые для международных взаимоотношений по этим вопросам и т.д. Без такой помощи юристов, правильное и успешное развитие и применение авиации и воздухоплавания как в государственном, так и, в особенности, в международном масштабе — невозможно. А вместе с тем именно в установлении международного воздушного сообщения заключается главный интерес.
   Советским юристам приходится при этом работать в условиях строящегося нового социалистического порядка в одном государстве, находящемся в капиталистическом окружении. Благодаря этому, трудность разработки совершенно новых, специфически-воздушных, правовых норм сочетается не только с трудностью создания строящегося советского права, но и с трудностью нахождения общих правовых понятий с капиталистическими государствами при международных воздушно-правовых отношениях.
   И вот эта трудная задача была взята и с успехом разрешается советскими юристами в порядке общественной инициативы, в порядке общественной самодеятельности. Этот момент является для нас особенно ценным и заслуживает быть особо отмеченным, как доказательство высокого чувства своего долга перед строящимся социалистическим государством, как доказательство большого общественного чутья наших юристов.
   Созданная в апреле 1925 года в порядке самоинициативы Секция Воздушного Права при массовой общественной организации, какой является ОДВФ, а затем Авиахим, служит лучшим доказательством того, что наши научные силы искренне стремятся принять участие в этом грандиозном строительстве социализма, который был начат Великим Октябрем, в этом общественном порыве широчайших рабоче-крестьянских масс СССР, который выразился в создании таких общественных организаций, как ОДВФ и Авиахим.
   Настоящий первый «Сборник Трудов Секции Воздушного Права» является как раз одним из выражений во вне этой трудной и сложной работы, которую вот уже два года Секция успешно выполняет. Сборник этот представляет большой интерес не только как результат научно-исследовательской работы Секции, знакомящей широкие советские круги с интереснейшей проблемой воздушного права, но и как первая попытка, не только в советской, но и в мировой литературе, дать в ряде последовательно расположенных статей полное освещение проблемы воздушного права в целом, в частности, выдвинуть систему советского воздушного права, с обращением в ряде статей особенного внимания на наиболее актуальные вопросы этой проблемы. Такое расположение материла вместе с историческим и экономическим введением и с исчерпывающими справочными сведениями дает возможность широким кругам легко освоиться с проблемой воздушного права и сумеет, мы выражаем в том твердую надежду, заинтересовать их и привлечь многих из них к участию в государственно-полезной работе Секции.
   Со своей стороны от лица Военного и Гражданского Воздушного флота СССР мы горячо приветствуем эту первую попытку советской общественной научной мысли наметить канву к созданию стройной системы правовой регламентации авиационного и воздухоплавательного дела и выражаем уверенность, что этот Сборник явится не последним камнем в создании советского воздушного права.

   Москва. Январь 1927 г.