Предисловие книги: Общий устав российских железных дорог по разъяснениям Гражданского Кассационного Департамента Правительствующего Сената и его отделений / Сост.: Рабинович И.М. - С.-Пб.: Изд. юрид. кн. склада "Право", 1914. - 464 с. - формат В4 - репринтная копия

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ.

   Исключительная цель настоящего издания — возможно точное изложение сенатской практики, разъясняющей Общий Устав росс. железных дорог, изданные в развитие его постановления, а также разные тарифы и тарифные правила. Я ограничился лишь приведением сенатских решений в виде тезисов под соответствующими статьями или правилами без всяких комментариев или критических к этим тезисам замечаний. Из департаментских решений по железнодорожным грузовым делам мною не приведены лишь те, которые последовали до 1885 года, т.е. до вступления в действие Общего Устава росс. жел. дорог. Из решений же, состоявшихся по отделениям в тот же почти 30-летний период времени (1885—1914 г.), мною не приведены те, которые потеряли значение за воспоследованием департаментских решений или же являются лишь повторением департаментских тезисов или, наконец, повторяют тезисы, приведенные в других отделенских решениях по однородным делам. В тех же случаях, когда по тем или другим вопросам практика отделений разошлась, я не счел себя в праве привести лишь те решения, которые, по моему мнению, являются более правильными. Наряду с типичными решениями, с решениями, более или менее постоянными по данному вопросу, мною приведены (в выносках) решения, отступающие от этой постоянной практики. Дело будущего так или иначе сгладить эти противоречия, но скрывать их нельзя.
   Для наглядности тезисы отделенских решений отпечатаны другим шрифтом и приведены отдельно от департаментских тезисов. Там, где тезисов набралось большое число (напр., под ст. 18, 53, 68, 104, 110 и др.), они изложены в известной системе, с которой, мне кажется, не трудно будет освоиться и без особых заголовков. Затем, само собою разумеется, что распределение тезисов под теми или иными статьями до известной степени всегда является случайным, в виду чего к книге и приложен подробный алфавитный указатель. С помощью этого указателя и указателя департаментских сенатских решений можно найти тезисы по тому или другому предмету, оказавшиеся разбросанными в разных местах книги.
   Что касается, наконец, самого текста закона и изданных в развитие его административных правил, то текст Общего Устава росс. ж. д. приведен в действующей ныне редакции; из правил же мною приведены на справку лишь те, которые истолкованы Прав. Сенатом в его решениях. Идти далее этого и включить в настоящее издание катя бы то ни было другие железнодорожные правила я счел излишним, как потому, что это не соответствует задаче настоящего издания, так и потому, что полный и исчерпывающей официальный сборник железнодорожных правил и циркуляров, изданных в развитие Общего Устава росс, ж. д., опубликован управлением железных дорог (Сборник относящихся к железным дорогам узаконений и распоряжений. Часть I. Общий Устав росс. ж. д. 1911 г.). Никакие случайные выборки из этого сборника, разумеется, не могут заменить этого официального и полного сборника, по цене вполне доступного. Недостатком этого сборника, однако, является почти полное игнорирование сенатской практики. Практика эта фигурирует в Сборнике лишь в виде нескольких министерских циркуляров, доводящих до сведения дорог о воспоследовавших сенатских решениях по отдельным вопросам. Этот существенный пробел официального сборника по необходимости должен быть восполнен частными сборниками сенатских тезисов.
   В заключение, считаю необходимым упомянуть, что кроме тезисов, извлеченных мною непосредственно из сенатских решений, я в некоторых местах привел также положения, извлеченные сенатором К.П. Змирловым и помещенные в его издании Общего Устава росс. ж. д. Тезисы эти приведены мною с указанием источника (цитир. по 3-му изданию книги г. Змирлова).

Февраль 1914 г.