Предисловие книги: Железнодорожное право: Алфавитный указатель вопросов железнодорожного права и претензионной практики / Сост.: В.Л. Клячко, пом. присяж. пов. – Ростов-на-Дону: Электропеч. А. Тер-Абрамиан, 1905. – 533 с. - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

      Цель настоящего труда - дать лицам и учреждениям, причастным к железнодорожным делам в стадии их судебного и рекламационного производства доступное и легкое для пользования пособие, служащее к ознакомлению со взглядами законодателя и кассационного суда на разнообразные случаи практики, поскольку таковые находили себе толкование в решениях Сената, в протоколах заседаний Общих Съездов представителей железных дорог и в общей литературе железнодорожного права. Стоя близко к делу разбора железнодорожных претензий на одной из дорог сети и интересуясь вместе с тем, как юрист, - юридическою стороною железнодорожного дела, я из личного опыта в течение ряда лет имел возможность убедиться, что как для железнодорожных отделов претензий, при возникновении у них различных вопросов практического и теоретического свойства, так и для юристов в их практике по железнодорожным делам насущною является потребность в особом справочном пособии, указывающем, где и когда рассматривался и разрешался тот или другой вопрос железнодорожного права или претензионной практики, равно и в каком смысле он разрешался. При обилии накопившегося за последнее время по интересующей нас отрасли права литературного материала, выразившегося, с одной стороны, в различных департаментских и отделенских решениях Сената по железнодорожным делам и, с другой, во множестве протоколов заседаний Общих Съездов представителей железных дорог, разрешавших на практике часто по поводу претензионных дел вопросы юридического характера, потребность систематизировать весь этот материал по возможности во всей его полноте и в доступной для пользования всех и каждого форме является крайне настоятельною - особенно если принять во внимание, что материал этот количественно растет и накопляется вместе с заметным усиленным развитием деятельности железных дорог по перевозкам, связанным неизбежно как с соответствующим ростом и усложнением самых договорных отношений дорог с их контрагентами, так и с массою возникающих по поводу этих отношений споров и недоразумений. Для выполнения намеченного плана мною избрана общая система алфавита, где в форме особого указателя, разрешаются в алфавитном порядке различные вопросы железнодорожного права и указываются уже рассматривавшиеся вопросы претензионной практики. Судьи и адвокаты в своей практике по железнодорожным делам и железнодорожные агенты при разборе претензий, равно и грузохозяева по перевозкам и вообще все приобретатели прав по железнодорожным делам одинаково найдут в предлагаемом нами пособии ответы на интересующие их по данной отрасли права или по претензионному делу вопросы, поскольку последние составляли предмет обсуждения кассационного суда и коллегиального рассмотрения на Общем Съезде представителей железных дорог. В ряду же других попыток, сделанных уже в направлении систематизации материала, настоящая книга - полагаю - может занять место полезного справочного пособия, наиболее отвечающего запросам практики, как по способу расположения в ней материала, дающему возможность даже лицам несведущим в железнодорожном праве (агентам железных дорог, грузохозяевам и др.) отыскать быстро ответ на интересующий их вопрос, так равно и по соответственной тому полноте содержания. При этом замечу, что, так как многие вопросы железнодорожного права и претензионного дела (поскольку они в последнем носят юридический характер) на практике или еще не разрешались в Сенате и не обсуждались на Съездах представителей дорог или же если и разрешались, то находят себе на практике различное толкование, я не мог по таким вопросам также не считаться с оценкой, даваемою им в общей литературе железнодорожного права - особенно с ценными для юристов указаниями г. Рабиновича, автора книги «Теория и практика железнодорожного права». Названный солидный труд г. Рабиновича, преимущественно посвященный критике и юридическому разъяснению сущности и значения условий перевозки, вполне заслуженно считается настольною книгою для лиц, изучающих железнодорожное право, и этою книгою едва ли кто может не пользоваться, разбираясь в тех или иных вопросах названной отрасли права. Поэтому на ряду с решениями Сената, протоколами заседаний Общих Съездов и решениями последних, выразившимися в министерских распоряжениях, мною также цитируются по разным вопросам взгляды г. Рабиновича, как наиболее авторитетного представителя общей литературы русского железнодорожного права, что делает настоящий справочный труд мой цельнее по содержанию, хотя и несколько увеличивает его объем.
      К тому же по другим вопросам, выдвинутым практикою железнодорожного дела, я пользовался также некоторыми указаниями редакции газеты «Право», где в течение нескольких лет уже дается в отделе ответов подписчикам совершенно верное юридическое разрешение вопросов по данной отрасли права, при чем попутно с тем уже в интересах полноты данных, почерпнутых из общей литературы железнодорожного права, я не мог также не указать на несколько отдельных статей русских юристов по железнодорожному праву, помещенных в «Праве» за последние годы - поскольку таковые статьи могут служить к освещению некоторых, особенно заслуживающих внимания, юридических вопросов.
      Указанные ссылки, само собою разумеется, отнюдь не претендуют на использование всей общей литературы железнодорожного права, и, напротив, более широкое использование источников по общей литературе железнодорожного права сделало бы настоящий труд не в меру обширным, затрудняя самое дело наведения справок по вопросам практического свойства. Я позволяю себе поэтому надеяться, что опыт, несомненно, покажет, насколько в той или другой части своей предлагаемый труд нуждается в исправлении, и всякие указания в этом направлении со стороны компетентных лиц будут приняты мною во внимание с благодарностью.
      Относительно приведенных в указателе тезисов Сенатских решений я должен оговориться, что, так как они не всегда имеют значение постоянного руководства для практики и сам Сенат тоже не связан своими толкованиями законов, допуская неоднократно отступления от толкований, раньше им преподанных (в последнее время это, напр., имело место по вопросу о передаточных надписях на накладных), то по некоторым вопросам пришлось допустить в указателе решения различного характера, по содержанию нетождественные и иногда даже противоречащие одно другому. Хотя это по возможности избегалось, тем не менее, в виду значительных колебаний по таким вопросам в практике Прав. Сената, решения эти приведены в нескольких случаях рядом, дабы, с одной стороны, подчеркнуть крайнюю неустойчивость практики Сената по сим вопросам и, с другой, - дать юристам и этот материал для изучения данного вопроса.
      Текст настоящей книги размещен таким образом, чтобы по мере того, как в Сенате и на Съездах представителей дорог последуют новые решения по делам, каждый пользующийся этою книгою мог сделать отметки о том на полях с края; на противоположных же полях, у корешка книги, против разных нумеров вопросов обозначены соответствующие данному решению статьи закона* (* Статьи Общего устава р. жел. дор., как наиболее часто встречающиеся в этой книги по сравнению с другими статьями свода законов, обозначены для сокращения только цифрою - без указания самого устава, их содержащего; статьи же других частей свода законов указаны с обозначением содержащего их тома и части или Устава.). Всего занумеровано в этой книге 3073 вопроса, и под каждым из них указаны источники, как напр., решения Сената и протоколы Общих Съездов, книга Рабиновича «Теория и практика железнодорожного права» и распоряжения Министерства, при чем для последних - в интересах скорейшего розыскания их - указаны также и №№ Сборников Тарифов, в которых они опубликованы** (** Те же распоряжения Министерства, которые нами не показаны опубликованными в Сборниках Тарифов, можно найти в распространенном среди публики и юристов Общем Уставе р. ж. д. издания Брюля под тою именно статьею, которая указана в настоящем алфавите на полях.). В начале книги помещен особый указатель в виде оглавления, а в конце другие указатели: 1) статей закона, по коим разрешены разные вопросы данной отрасли права и претензионной практики; 2) фамилий истцов и железнодорожных обществ, по делам коих приведены в книге решения Сената; 3) №№ решений и дел Сената; 4) №№ протоколов Общих Съездов, и 5) ;; Министерских распоряжений в хронологическом порядке.
      Насколько же предлагаемый труд действительно отвечает назревшей потребности в доступном для пользования справочном пособии данной формы, полном по содержанию и удобном для отыскания того или другого вопроса - ценить придется не мне.

В.Л. Клячко