Предисловие книги: Договор промыслового ученичества / Симолин А.А. – Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1910. – 560 с. – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ

     Объектом данного исследования является договор промыслового ученичества. Ученичество вообще представляет собой такое отношение, где одно лицо обучает другое чему-либо (науке, искусству, ремеслу и т.п.). Их всей массы подобных отношений мы выделяем один вид ученичества - тот, где предметом обучения является какая-либо промышленная деятельность. Слово «промышленность» однако употребляется в различных значениях. В широком смысле под промышленностью понимают всякую профессию, имеющую своей целью приобретение благ, так что в этом смысле промышленностью должны признаваться и торговля, и сельское хозяйство, и обрабатывающая деятельность, и даже профессии адвокатов, врачей, писателей. Вне этого понятия остаются только производства благ для собственного потребления, профессия прислуги, поденщиков, чиновников и такие профессии, как например, сдача комнат в наем. В узком смысле под промышленностью понимается профессиональная деятельность, состоящая в обработке и переработке сырого материала, деятельность, которая противоположна деятельности добывающей (земледелие, охота, рыболовство и т.п.) и деятельности распределяющей (торговля, транспортное дело и т.п.) блага. В этом последнем, узком смысле употребляется слово «промышленность» экономистами. В этом же смысле обычно понимают данный термин и тогда, когда речь идет, как в обыденной, разговорной речи, так и в законодательстве, о промысловом ученичестве. Но в данном случае этот взгляд не всегда строго выдержан. Если действительно, к понятию промыслового ученичества не относят обучение земледелию, торговле, медицине, адвокатуре и т.п., то все же, те же законодательства то к области промышленности относят (обычно некоторые профессии, не могущие быть отнесенными к обрабатывающей промышленности, как например, профессию банщиков и парикмахеров), то, наоборот, исключают из области промышленного законодательства всякую обрабатывающую деятельность, раз она связана с земледелием, т.е. где обрабатываются продукты, не приобретенные от других лиц, а добытые в собственном хозяйстве. Данное явление объясняется, по словам Neukampa, часто историческим происхождением промышленного законодательства, имевшего первоначально задачей регламентировать городскую промышленность, а не находившуюся в связи с сельским хозяйством, т.к. именно городская промышленность приобрела особое значение и организацию, в ней сложились такие институты, как, например, промысловое ученичество, и вся цеховая система. Неудивительно, что эта регламентация городской промышленности охватила и некоторые другие отрасли приобретательной деятельности, развившиеся в городах, которые хотя и не являлись обрабатывающей деятельностью в точном смысле этого слова, но заимствовали от нее ее значение и организацию. Но несмотря на эти исключения, все же, в общем, под термином «промысловое ученичество» следует понимать обучение обрабатывающей промышленности, а не всякой профессии, имеющей целью приобретение благ.
     Дальнейшим признаком объекта нашего исследования является его договорной характер - обучение промышленной деятельности должно быть основано на договоре. Поэтому вне нашего исследования останутся все случаи ученичества промыслового, не имеющие своим основанием свободное соглашение сторон. Такими случаями являются обучение отцом сына, основанное не на соглашении их, а на принадлежащей отцу родительской власти, в понятие которой входит и право воспитания, также и обучение рабом или крепостным другого раба по приказанию их господина.
     Выделение договора промыслового ученичества из ряда других договоров обучения вызывается свойственным ему своеобразным характером обучения. Обучение состоит в том, что здесь имеет, главным образом, практический характер: ученик обучается промышленной деятельности, занимаясь этой деятельностью под руководством своего учителя, который пользуется этой работой ученика в свою пользу, вследствие чего ученик является в то же самое время и рабочим своего учителя. Благодаря этому характеру обучения и юридическое и социальное положение сторон в данном договоре будет совершенно иным, чем в других видах обучения. Это обстоятельство и делает договор промыслового ученичества самостоятельным юридическим институтом.
     Вышеуказанный договор имеет, по нашему мнению, весьма большое общественное значение, т.к. от правильной постановки обучения зависит в значительной степени развитие и процветание промышленности. А также потому, что ученичество в настоящее время является для массы неимущих граждан той школой, в которой они получают свое общее воспитание. Не менее важное значение данный договор имеет и для частных интересов контрагентов - главным образом ученика: прежде всего от добросовестности в исполнении учителем своей обязанности зависит благосостояние ученика в течение всей его дальнейшей жизни, а во-вторых нельзя никоим образом упускать из виду, что нормальными учениками являются лица малолетние или несовершеннолетние, которые поступают в полную зависимость от своего учителя, так что здесь злоупотребления со стороны последнего всегда возможны. Поэтому-то рациональная регламентация промышленного ученичества со стороны законодательства является, безусловно, необходимой, пожалуй даже более необходимой, чем нормировка многих других договоров. К сожалению, те многочисленные, устарелые и, совершенно несоответствующие условиям современной жизни, постановления, которые дает относительно ученичества наше русское право, далеко не удовлетворяют вышеуказанному требованию. Не лучше обстоит дело и с изучением данного договора в научной литературе, т.к. цивилисты обычно совершенно его игнорируют, не отводя ему места в гражданском праве, и не пытаясь даже выяснить его юридическую природу, между тем как, с нашей точки зрения, этот договор имеет, безусловно, частноправовой характер, как и договор личного найма.
     Благодаря такому игнорированию договор промыслового ученичества, несмотря на все свое значение, до сих пор остается не исследованным во многих отношениях. Пополнить данный пробел по мере сил и возможности и является целью настоящего исследования. Удалось ли нам успешно выполнить свою задачу - судить не нам, но, во всяком случае, мы льстим себя надеждой, что труд этот не останется совсем бесполезным в виду того, что интерес к ученичеству в настоящее время пробудился, по-видимому, и у нас в России (на Западе он давно уже является объектом усиленного внимания со стороны законодательства), и о регламентации его зашла уже речь в Государственной Думе.

Симолин