Предисловие книги: Академическая практика по гражданскому праву: Из курса лекций, читанных автором в Императорском Московском университете. Т. 1 / Доробец Н.К. – Симферополь: Типо-лит. Вересотской, 1898. – 257 с. – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ
 
     Юридические факультеты наших университетов преследуют задачу, главным образом, теоретического изучения права. Практическое изучение права имеет второстепенное значение в программах университетских курсов. Важнейшая причина такого отношения к практической стороне дела лежит в слишком одностороннем (педантичном) проведении нашими университетами принципа строго академического преподавания науки права, принципа, в силу которого практическое изучение права должно начинаться за пределами университета.
     Господство такой системы в университетах еще так недавно вызывало много жалоб со стороны юристов-практиков. Нередко можно было видеть улыбку на лицах адвокатов, судей, председателей судов и судебных палат, когда только что окончивший курс университета молодой кандидат принимался за составление деловых бумаг. Неопытность, ошибки, незнание и даже непонимание дела на каждом шагу! И сам кандидат при этом видел, что он каждый день усовершенствуется собственно в такой системе, которая ему в университетах никогда не излагалась.
     Устранить неудобства такого способа преподавания еще в недавнее время думали посредством введения на юридических факультетах так называемых юридических клиник.
 Даже в самом последнем издании юридической энциклопедии известного профессора Ренненкамфа есть очень подробный отдел, посвященный описанию таких своеобразных клиник. В некоторых университетах думал поправить дело академического преподавания тем, что устраивались «судебные заседания». В аудиторию приносилось из суда какое-либо старое дело. Из числа студентов выбирались присяжные заседатели, назначался защитник, прокурор, председатель и члены суда, произносились длинные и горячие речи в защиту или в обвинение отсутствующего на этот раз подсудимого и т.п.
     Нечего и говорить, что в таких заседаниях было больше театральных представлений, чем научных практических упражнений в праве.
     Ложно понимая сущность практических занятий в университете, такие преобразователи академического преподавания нарушали только принцип строго теоретического изучения права и вовсе не создавали даровитых практиков-юристов.
     В настоящее время дело поставлено на правильный путь.
     Наподобие Германии, Франции, Бельгии и Италии у нас введены при судебных учреждениях степени младших и старших кандидатов на судебные должности, для получения которых окончившему курс юридических наук приходится проработать не менее двух лет, чтобы по истечении этого стада получить ответственную должности начать практическую деятельность.
     Так успешно разрешился вопрос по практической подготовке окончивших курс университета молодых кандидатов.
     Было бы, однако, ошибкой предполагать, что с этого момента практические занятия должны быть вовсе изгнаны из университетских курсов как несовместимые с академической системой теоретического изучения науки права.
     Даже строго придерживаясь системы теоретического изучения права в университетах, нельзя отрицать необходимости практических упражнений в программах юридических факультетов. Университет, правда, не должен образовывать юристов-практиков, то есть он не должен иметь ничего общего с той практической сферой, которая начинается за пределами университета на поприще судебной и административной деятельности, но университет должен быть далек от мысли устранять из академического преподавания практические упражнений, поскольку последние оправдываются педагогическими приемами, а именно университет должен допустит практические упражнений, поскольку они способствуют наилучшему усвоению теоретического курса науки права.
     Такое усвоение достигается не только тем, что профессор сообщит учащимся точные сведения о праве, заставит заучить их и дать о них отчет на экзаменах, Нои тем, что он непременно постарается развить в студентах способность применять право и свои знания о нем на практике. Тогда студент приобретет юридические познания и юридическую способность, а университет будет гордиться своими плодами - хорошими юристами.
     Справедливо замечает кант, что судья или администратор может иметь в голове своей очень много прекрасных юридических или политических правил и даже усвоить их теоретически в таком совершенстве, что в состоянии прочесть по этому предмету основательнейшие лекции, и, несмотря на это, встретиться с непреодолимыми препятствиями при применении этих правил. Происходит это по двум причинам: или потому, что эти лица, будучи в состоянии понять общее правило in abstracto, не обладают способностью решить того, относится ли данный частный случая in concreto к тому общему правилу или же потому, что они недостаточно еще развили в себе указанную способность с помощью примеров и самостоятельной работы.
     С указанной выше точки зрения практические упражнения на юридических факультетах должны быть не только обязательны для студентов, но и занимать более видное место в университетских программах. Чем было это до сих пор вследствие одностороннего применения принципа теоретического изучения права.