Предисловие книги: Основная форма корреального обязательства: Историко-юридическое и критическое исследование по римскому праву / Дювернуа Н. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1874. – 272 с. - репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ
 
     Вопрос о корреальном обязательстве составляет один из тех, на которых легко и удобно наблюдать существенные законы развития юридических организмов вообще, и с другой стороны, в ближайшем отношении к обязательствам, это один из центральных вопросов всей системы римских обязательств, до сих пор, как известно, составляющей ключ к разумению современных систем.
     Что касается интереса исследования корреалитета, в связи с стипуляцией, с общей историко-юридической точки зрения, то, в самом деле, едва ли на каком другом явлении, возможно проследить с такою ясностью этот необходимый процесс, это постоянное и медленное стремление права от первоначально строгих, условных, абсолютно-необходимых, сливающихся с существом права форм и обрядов к более свободному, менее условному и формальному его проявлению. С другой стороны, в истории римской стипуляции мы с редкой отчетливостью видим постепенное образование из отвлеченных, безразличных в материальном смысле, чисто формальных, заключающих в себе в возможности любое материальное содержание сделок, как формальных актов, в которых воля сама в себе, аутономически, находит закон своего проявления, - из этих математических линий договорного права позже слагающиеся определенные и постоянные фигуры отдельных институтов обязательственного права. Момент воли, в котором лежит разгадка столь многих явлений истории римского гражданского права, является здесь определяющим весь процесс образования отдельных институтов. Сперва, находя себе выражение в римском понятии лица, persona sui juris, которое само в себе заключает цель своего существования, воля лица составляла везде последнюю основу юридического института. Позже, с ослаблением энергии воли, этой силы, некогда в самом человеке, в его сознании находившей себе регулятора, те же явления регулируются внешним, объективным образом, в нормах закона. С этим вместе внутренний, скрытый момент, которым определялось ее движение, становится все более и более внешним, измеримым, материальным. Так развиваются, вообще говоря, все институты римского гражданского права, которых последняя генетическая и психическая основа лежит в деятельной воли лежащего начала. В основе и конечном результате, словом в принципе, вся система римского частного права есть ничего более, как объективный организм воли лица в известной, исторически определившейся сфере отношений. Мы говорим, что здесь, в истории развития римской стипуляции и в ее исторических функциях, лежит одно из самых простых и наглядных выражений этого общего исторического закона развития юридических организмов. - С другой стороны, мы сказали, что вопрос о корреальном обязательстве составляет один из центральных в системе римских обязательств… Да, и именно в том смысле, что в этой сфере возникает очень существенная модификация субъективных отношений в такой сфере, где все определяется одними только личным отношениями. Итак, здесь, на отдельном живом явлении испытывается основная черта этого особого вида права - необходимая связь такого права с определенным лицом.
     Мы считаем полезным заранее объясниться относительно нашего способа исследования.
     Вопрос о природе корреального обязательства и необходимой, прямо свойственной ему, подлинной для него форме, не есть разрешенный, когда описан механизм, техника корреалитета, хотя бы на самом точном основании источников. Вопрос о природе корреального обязательства не разрешен, по нашему мнению, и тогда, когда согласно букве источников установлено понятие о корреальном обязательстве как едином со многими верителями или должниками (una plurium obligation), или как в обязательстве альтернативном (obligation alternative personarum). Я не отрицаю ни важности, ни достоинства исследований унитаристов, ни заслуг новых исследователей вопроса. Если метод исследования есть только догматический, то нет сомнения, что обе теории еще долгое время будут разделять между  собою мнения юристов, ибо и та, и другая с догматической точки зрения больше или меньше находит себе прямую поддержку в текстах источников.
     Мы, однако, избираем совершенно другой путь исследования. Если задачу изысканий составляет не извлечение догматических тезисов из Corpus juris, а анализ природы историко-юридического явления, тогда недостаточно указать места, на которых основано, или в которых встречает поддержку известное учение, на основании их определить понятие, указать способ установления, прекращения и только. Хотя бы нам, таким образом, удалось совершенно воспроизвести догматически исследуемое явление, мы имели бы только внешний его очерк, а вовсе не его природу. Ни разумность его возникновения, ни условия, в которых оно образовалось, ни условия, в которых оно способно существовать, ни процесс его развития и исчезновения не станут для нас понятными, словом – исторический закон его существования останется для нас тайной.
     Явление, о котором идет речь, - корреальность в римском праве, описано с величайшей тщательностью и согласовано с источниками в том или другом направлении настолько точно, что самый внимательный пересмотр их едва дает в результате незначащий пробел в отношении к объекту наблюдения. Есть частные споры, касающиеся того или другого отдельного пункта изысканий, но какая черта отличает корреалитет от близких к нему, но иного характера явлений, - об этом никто не спорит. Существенный признак корреального обязательства, в отличие от солидарного, заключается в том, что в солидарном удовлетворение (perception, satisfaction), последовавшее от одного из должников, погашает все обязательство; в корреальном иске (litis contestation, election) одного из верителей, или против одного из должников консумирует, поглощает требования всех остальных верителей или либерирует всех остальных должников.
     Таким образом, исследование, которое в основе есть только историко-юридическое, не может быть названо заранее антикварным, только к познанию древности направленным, а в лучшем смысле практическим, ибо никакая эпоха в развитии права не есть совершенно чуждая элементов формализма, в которых образовался корреалитет, хотя, быть может, никакая не есть ему столь свойственная, как та, в которой он первоначально возник.