Предисловие книги: Гражданские ограничения железнодорожных предприятий: Сравнительно-законодатательное исследование. Ч. 1-2. Ч. 1: Право вещное, 1881; Ч. 2: Концессия железнодорожного права: Опыт сравнительно-законодательного исследования, 1883 / Борзенко А. – Ярославль; М.: Тип. Губ. зем. упр.: Демид. юрид. лицей, 1881. – 590 с. - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ
 
     Данное нами общее заглавие настоящему исследованию «Гражданские ограничения железнодорожного предприятия» основано на терминологии, употребляемой в источниках железнодорожного права. Так в «мотивах» к австрийскому закону о железнодорожных книгах 19-го мая 1874 года говорится о необходимости подчинить рельсовые пути «гражданским ограничениям» (privatrechtliche Beschrankungen). Все многочисленные и разнообразные ограничения, налагаемые в английском статуарном праве на гражданские правоотношения железнодорожных компаний, изъясняются при их применении против компании. Так ст. 18 «парламентского акта относительно улучшения закона об обеспечениях, представляемых железнодорожными компаниями, от 10-го августа 1866 года, 29-30 Vict. cap. 108», прямо говорит: «ничто в этом законе не направлено к тому, чтобы ослабить ответственность железнодорожной компании пред верителем». Здесь, следовательно, имеется в виду большая ответственность гражданская, нежели в обыкновенных долговых обязательствах, в которых должником является не железнодорожная компания. Усиленная ответственность по обязательствам железнодорожных компаний создает ограниченную их правоспособность в праве гражданском, - она представляется их «гражданским ограничением».
     Если к этому мы прибавим те «ограничительные сервитуты», которым подлежат в Англии рельсовые пути в пользу смежных владельцев на основании «сводного железнодорожного акта 8-го мая 1845 года, 8-9 Vict. cap. 20», приведенного в переводе на русский язык в приложении к главе третьей настоящего исследования; - если, далее, вспомним, что принудительная власть компании относительно занятия и покупки, необходимых для осуществления ее предприятия частных земель ограничивается теми пределами, которые ей указаны в статуте парламента - то исходное начало железнодорожного права выяснится в полной очевидности. Оно состоит из тех «гражданских ограничений», которые неотступно следят за железнодорожными компаниями во всех их гражданских правоотношениях.
     Исходя из «гражданских ограничений» железнодорожное право в течение незначительного промежутка времени своего существования, - всего лишь полстолетия, - создало ряд особенных институтов в праве гражданском, изучению которых мы посвятили свой посильный труд.
     В самом деле, благодаря возникновению и быстрому развитию железнодорожного дела сложились такие правоотношения, как «железнодорожные сервитуты»; только теперь «право экспроприации» получает самостоятельное значение; наконец образуется особый вид долговых обязательств, имеющих вещное обеспечение, - так называемые «преимущественные облигации».
     Кроме исчисленных правоотношений, созданных или развитых благодаря железным дорогам, в Англии закон определяет положение в праве «учредителей предприятия» (promoters of the undertaking) в парламентском акте, известном под названием «сводный поземельный акт 8-го мая 1845 года, 8-9 Vict. cap. 18». Относительно их применяется та же господствующая в железнодорожном праве точка зрения о «гражданских ограничениях», которым подлежат правоотношения рельсовых путей.
     Первая часть нашего труда, посвященного исследованию «гражданских ограничений» железнодорожных предприятий, касается одних лишь отношений вещных, куда мы отнесли учение о сервитутах, право экспроприации и облигации.
     Вторая часть обнимет отношения обязательственные железнодорожных компаний. Для них применяется опять то же основное начало железнодорожного права относительно «гражданских ограничений». Справедливость выставленного положения находит свое подтверждение в словах знаменитого германского ученого Генриха Тэля в книге «Das Transportgewerbe» (Leipzig, 1880).
     Та же «безусловная ответственность», которой, по словам Генриха Тэля, подлежит железнодорожное предприятие в отношениях обязательственных, применяется равным образом и к вещным отношениям рельсовых путей. Для примера подобного «безусловного гражданского ограничения» железнодорожной компании относительно ее вещного положения укажем на ст. 74 «сводного железнодорожного акта 8-го мая 1845 года», в силу которой «собственники и владельцы земель, перерезанных рельсовым путем, могут во всякое время двигаться взад и вперед прямо (а не в ином направлении) через ту часть рельсового пути, которая проходит по или чрез их землю, - с повозками, лошадьми…, до тех пор пока компания не сделает мостов или иных пригородных сообщений чрез рельсовый путь». Такое дозволение смежным владельцам переезжать чрез рельсовый путь основано на общей обязанности железнодорожных компаний «приспособить» линию к местным условиям. Эта обязанность «приспособить» (accommodation), как говорит «сводный железнодорожный акт 8-го мая 1845 года», имеет до того безусловное значение, что несоблюдение компанией связанных с обязанностью «приспособления» требований дает право заинтересованным лицам в осуществлении своего права не стесняться сооруженной линией.
     Ст. 74 «сводного железнодорожного акта 8-го мая 1845 года» представляет еще ту замечательную особенность, что в ней указывается на возможность «освободительного соглашения» (Befreiungsvertrage у Тэля) для сложения с железнодорожной компании такого рода ограничений, которым они по общему правилу подлежат. Если обязанность «приспособить» рельсовый путь имеет, безусловно значение для компании, то, в частности, если она немедленно по проведении линии, не устроит мостов для переезда через полотно дороги, в таком случае движение через рельсы открыто для смежных владельцев земельных участков. Однако компания может освободиться от подобного вторжения посторонних лиц, заключив с ними освободительный договор, в силу которого, за вознаграждение, собственники или владельцы смежных земель отказываются от права переезжать чрез рельсовый путь.
     Таким образом, принятое за основание железнодорожного права начало «гражданских ограничений железнодорожных предприятий», не только подтверждается отдельными, частными случаями, но дает руководящее правило для железнодорожного права в его совокупности, служа связующим звеном между правом вещным и обязательственным для рельсовых путей, - между первой и второй частью нашего труда.