Предисловие книги: Исследование о военной контрабанде / Штиглиц А. – С.-Пб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1880. – 229 с. - репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ
 
     Международные отношения, как известно, бывают или мирными, обусловленными добрым согласием между народами, или враждебными, возникающими или в силу спора о каком-либо нарушенном праве и несогласия дать удовлетворение со стороны нарушившего, или по побуждению честолюбия, эгоизма, или по требованию высших начал справедливости и человеколюбия и т.п. Враждебные отношения между народами, проявляющиеся открытою борьбою, составляют то, что в жизни и науке называется войною.
     Война является именно той могучей и вместе с тем роковой силой, которая останавливает естественный ход общего гражданского мирного оборота, нарушает законы умственного, нравственного и экономического развития.
     Необходимо придать войне юридический характер, сообщить ей значение процессуального средства и поставить под определенные требования права. Как история войны, так и история науки международного права  указывают на постепенный переход войны из состояния бесправия, насилия, произвола, в состояние правомерности, законности, целесообразности и человеколюбия.
     Древний восточный мир не имел понятие о праве войны; это было полнейшее бесправие, господство одной грубой силы и грубых религиозных понятий. Религия не только не приводила к смягчению войны, а, напротив, к усилению ее жестокостей. Война у восточных народов не имела характера средства для восстановления и охранения прав, война считалась средством наживы, завоевания и кровавых забав восточных деспотов. Жизнь и честь подданных восточного государства не имели никакой цены на взгляд их правителей, ибо это были рабы, а бросить раба, как ничтожную вещь, ничего не значило.
     Классические народы древнего мира - греки и римляне, хотя и ушли на пути цивилизации и прогресса далеко вперед, тем не менее, в жестокостях войны они мало чем отличались от народов Востока.
     Существовали постановления, по которым запрещалось употреблять во время войны скрытое и бросаемое издалека оружие, узаконялся рукопашный бой, запрещалось вести войну во время общественных празднеств; неприятель, скрывшийся в храме, считался неприкосновенным; павших во время битвы воинов предписывалось не оставлять без погребения и т.п.
     Само собою понятно, что такие постановления, не имея юридического характера, тем не менее, в значительной  степени ограничивали своеволие воюющих.
     Что касается римлян, то и у них сознания права войны не было. На войну смотрели как на средство осуществить свою заветную идею всемирного господства, и потому вся римская история представляет ряд непрерывных войн. Стремясь к всемирному господству, римляне не терпели соперников и для покорения их считали самые суровые меры дозволенными. На войну с независимыми народами они смотрели, как на простое наказание мятежников, виновных в оскорблении народного величества, и оказывали пощаду врагу только из своих личных интересов.
     Римляне считали всю завоеванную ими землю государственным достоянием, однако же, по политическим соображениям, римляне брали только часть земли, а остальную оставляли за местными жителями.
     Словом, древний восточный мир и греко-римский, не возвысившись до понятия полноправной личности в человеке и в тоже время существовавший только под условием рабства, естественно не мог прийти к правому взгляду на войну, - для него война была единственным средством существования, так как она давала ему необходимых рабов; враг и раб для него тождественны. Относительно раба, как вещи, законно всякое насилие, всякое насилие, всякое злоупотребление, следовательно, они законны и относительно внешнего врага.
     Смягчение ужасов войны, как не вытекающее из правового сознания, а опирающееся на религиозном чувстве и т. подобное, так же непрочно и непостоянно, как непрочно и мимолетно и само чувство, их вызывающее. Этим объясняется и то обстоятельство, что религия христианская не сразу оказала влияние на смягчение жестокостей войны, а только постепенно и в связи с другими условиями.
     Восхваляя мир, устраняя поводы войны и смягчая ее действия, христианская религия оказала бесценные услуги делу смягчения войны. Но, хотя церковь христианская и восставала против войны, тем не мене, отцы церкви не отказывали ей в праве на существование.
     Христианство привело к взгляду на неприятелей, как на братьев, и поэтому положение покоренного врага везде было лучше, нежели участь жителей римских провинций. Если же в некоторых завоеванных германских землях, мы встречаем рабов и неравенство людей перед законами, то это остаток римской цивилизации, римских взглядов.
     Христианство, в своем дальнейшем движении, перешло на западе в католицизм, который далее развил основные идеи христианской религии и действовал на отношения воюющих, в смысле ограничения произвола и сокращения войн. Церковь не раз выступала против жестоких войн и настоятельно требовала их прекращения.
     Действуя благотворно на смягчение последствий войны, защищая слабых и напоминая победителям о любви к ближнему, католическая церковь, к сожалению, стремилась к всемирному владычеству, не знала милосердия к иноверным и еретикам. В то время, когда представители церкви требовали пощады для беззащитных, во имя гуманности и христианской религии, они отказывали еретикам и нехристианам во всех человеческих правах, против них дозволены все жестокости и вечная война, неограниченная никакими предписаниями религии и гуманности.
     Что касается индивидуализма, то он с течением времени развился в феодальную систему, в которой безусловно царствовала война - она жила законом феодализма и, тем не менее, здесь же зародилась впервые стремление подчинить некоторым правилам войну и способы ее введения, в смысле смягчения войны. В этом отношении величайшую услугу оказало знаменитое детище феодализма и религии - рыцарство.
     Благодаря влиянию рыцарских нравов, войны в средние века начинались объявлением письменным или словесным через герольда; врагу представлялся известный срок на представление удовлетворения, и личность герольда считалась неприкосновенною. Самая война велась рыцарями с возможною пощадою; они считали позорным убивать или разорять врага, а довольствовались только его покорностью. Рыцарство содействовало уничтожению обычая рабства военнопленных, заменив его другим обычаем освобождения за известный выкуп. Словом, рыцарство пробудило в обществе сознание о юридическом значении войны, сообщив ей определенные нормы, отступление от которых признавалось уже недозволенным.
     Новое время представляет постепенный ход развития правосознания и, соответственно этому ходу, развивается и самое право войны. Хотя войны, в течение четырех последних столетий, были также многочисленны, как и в прежние времена, и нередко были жестоки, тем не менее, под влиянием науки, в среде образованных народов на войну стало слагаться то воззрение, по которому она есть выражение необходимой обороны для защиты права, а потому, всякое насилие в войне, не вызываемое действительной необходимостью, осуждалось как простое заблуждение.
     С падением феодализма, частные войны исчезли, и самая война стала рассматриваться, как враждебное отношение между самими государствами, и потому войны не должны были нарушать прав отдельных подданных. Учреждение постоянных армий и изобретение огнестрельного оружия выделили особый класс, обязанный исключительно вести войну, и тем самым, поставили мирное население враждующих государств в положение неприкосновенности к войне.
     Нужно сказать, что если современные войны и допускают жестокости, тем не менее, войну нельзя считать состоянием бесправия, именно в силу того, что в последнее время образовались военные обычаи, и заключены были международные договоры, которыми налагаются на воюющих определенные обязанности.
     Наше время имеет в виду не только смягчение ужасов войны через подчинение последней строгим и определенным правилам, но и заботиться о том, чтобы к ней прибегали, по возможности, реже, предлагая государству обращаться для решения международных споров к мирным средствам, каковы: посредничество и третейское разбирательство. Современные народы заботятся и о том, чтобы нейтральные государства, оставаясь в мире с обеими воюющими сторонами, сохраняли бы за собою право на неприкосновенность. Но, ради сохранения своего положения, нейтральные государства обязаны в то же время сохранять полное беспристрастие в посторонней для них борьбе и не должны оказывать никакой помощи одному из воюющих, в ущерб интересам другой стороны. Отсюда необходим контроль со стороны воюющих за действиями нейтральных, особенно на море.