Предисловие книги: Понятие клеветы как преступления против чести частных лиц, по русскому праву / Духовской М.В. – Ярославль: Тип. Губ. зем. управы, 1873. – 263 с. - репринтная копия

     Общая часть науки уголовного права имеет в нашей литературе полные и довольно капитальные исследований. Гораздо большим недостатком по отношению к теоретической обработке страдает часть особенная.
     Преступления против частных лиц, составляющие один из главнейших отделов особенной части науки уголовного права, распадаются на четыре большие категории - на преступления против жизни, здоровья, имущества и чести частных лиц.
     По двум из этих отделов имеем мы уже капитальные исследования: таков труд г. Таганцева «О преступлениях против жизни» и г. Фойницкого «О мошенничестве». Труд г. Таганцева охватывает целый ряд преступлений против жизни и представляет совершенно законченное изложение этого отдела. Сочинение г. Фойницкого хотя и занимается исследованием только одного из имущественных преступлений, но, во-первых, его исследование дает возможность выяснить и общий характер этих преступлений, а во-вторых, г. Фойницкий в предисловии к своему труду говорит, что он поставил своею задачей изучение имущественных преступлений, а такое заявление со стороны автора дает нам право надеяться на появление новых его исследований в этой области науки.
     Остаются почти незатронутыми в нашей литературе еще два отдела: преступления против здоровья и чести частных лиц.
     Особенный недостаток ощущается в исследовании преступлений против чести. Преступления против чести представляют большие затруднения в научном изложении и в практике. Неясность самого понятия чести, разнообразие взглядов на нее не только в истории и у различных народов, но и в одном и том же государстве в различных сословиях, трудность определить границы между клеветою и обидою - все это производит путаницу не только в нашей юной науке и практике, но и в науке и практике западноевропейской. Вследствие вот этих-то соображений я и решился заняться исследованием преступлений против чести.
     Но, принявшись аз этот отдел, я, конечно, не мог не заметить в нем массы трудностей. Миттермайер, хороший знаток не только немецкой, но и общеевропейской литературы, говорит в одном из своих исследований: «Ни на одно преступление не было столь разнообразных взглядов в народе, а чрез это и в законодательстве, как на преступление против чести». Другой исследователь, Кестлин, один из первых немецких криминалистов, говорит: «Едва ли есть преступление, которое представляло бы такие трудности при юридическом изложении, как преступление против чести, ибо ни в каком другом не представляется столь трудным освободить юридические границы от нравственных, политических и юридических взглядов, от сословных мнений, от индивидуального чувства, от множества предрассудков». К числу этих трудностей прибавим еще одну особенно важную для нас, а именно преступления против чести более чем какие-либо другие, следует изучать, став на почву историческую; русская же история в этом отношении обработана очень слабо.
     Принимая все это в соображение, мы не решились приступить прямо к исследованию преступлений против чести во всей их целости, а задались более узким вопросом - исследованием понятия только одного из видов этих преступлений. Такое сравнительно краткое изложение дало нам тем не менее возможность разрешить, хотя далеко не подробно, и те общие вопросы, которые представляют особые затруднений в настоящем отделе - вопрос о понятии чести и вопрос об отличии клеветы от обиды. Мы вполне надеемся, что настоящее наше исследование вызовет разбор кого-либо из почтенных специалистов по юриспруденции вообще и в частности по истории отечественного права. Я со своей стороны отнесусь с полнейшей благодарностью ко всякому разбору моего труда и воспользуюсь, конечно, всяким сделанным мне замечанием для изложения общего учения о преступлениях против чести по русскому праву, стоящего теперь на очереди моих занятий. Только общими усилиями возможно будет исследовать этот преисполненный затруднениями отдел науки уголовного права.

М. Духовской