Предисловие книги: Преступление и душевное расстройство перед судом: Обзор душевных и телесных состояний, ограничивающих свободу человека: Настольная книга для судей, прокуроров, защитников, присяжных заседателей, воспитателей, врачей и т.д.: Перевод с немецкого / Шиллинг И.А., д-р мед.; Пер.: М. Циммерман, канд. пр. – С.-Пб.: Тип. Г. Шахтъ и Ко, 1884. – 466 с. - репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ
 
     «Дух зависит от тела» - вот высочайший закон, утвержденный тысячелетним опытом в естественной науке о человеке. Дух не вполне свободен, если тело расстроено, если оно больно. Sana mens in sano corpore, т.е. «здоровая душа обитает лишь в здоровом теле» - вот основное положение древнейших и величайших мыслителей. Древние греки и римляне во времена их классического процветания и поступали сообразно этому основному положению. Положение это служило для них путеводителем в деле воспитания юношества. Они желали, чтобы тело было вполне равномерно развито; ибо они знали, что лишь в таком теле может обитать свежая, здоровая душа. Вот руководящие принципы в законодательстве какого-нибудь Солопа или Ликурга. Именно, если какой-нибудь орган расстроен, то и отправление (деятельность) его также будет расстроено. Это значит: где посредник между телом и внешним миром - орган расстроен, там и производимый этим органом, продукт не может успешно выработаться, он будет испорчен. Кто, например, имеет перед собою плохое зеркало, стекло которого дурно амальгамировано - тот увидит в нем лишь отражение карикатуры, хотя бы всматривающаяся в это зеркало особа была прелестна. Точно такое же отношение существует между человеческим духом (душою) с одной стороны и головным мозгом с другой. Душа есть существо нематериальное, нечто невидимое, неосязаемое, невесомое и, как таковое, естественно, не может заболевать. Поэтому выражение: «душевная болезнь» принято только, как образное (картинное). Следовало бы выражаться: «душевное расстройство». Поэтому мы, собственно говоря, и не трактуем о душевных болезнях.
     Таким образом, мы в предыдущем старались показать, как: 1) душа всегда зависит и должна быть зависима, прежде всего, от своего органа - головного мозга, потом от других органов тела, стоящих с ним в теснейшей связи и взаимном соотношении; 2) душа многоразличными влияниями со стороны тела и духа, может настраиваться так, что она более или менее помрачается в свободном суждении, чем останавливается свободное ее отправление; 3) мы, как люди времени и пространства, зависим от всех внешних условий, которые нас окружают и которые определенно на нас влияют; 4) отправления души распадаются и должны быть разделены на чувствования, мышление и желание, хотя все-таки эти отправления постоянно переходят одно в другое.
     После этих исследований, долженствующих дать необходимые ответы на столь же необходимые вопросы, мы переходим к нашему предмету. Но мы хотим еще прежде вписать себе в мозг следующее: «духовная свобода человека не безусловна». Она очень часто ограничивается волнами всех тех состояний, которым подвержен человек, как целое, как существо, состоящее из тела и духа. Очень часто эта свобода духа подвергается совершенному крушению и тогда улетучивается то прекрасное приданное, которое облагородило и возвысило его до степени человека. Что свобода эта отнимается иногда навсегда - показывают нам дома умалишенных. Но каждый, читающий следующие страницы, пусть непременно примет во внимание ту великую истину, что в домах для умалишенных призревается лишь малейшая часть душевно расстроенных, точно также как ничтожнейшая часть преступников заключена в острогах и тюрьмах. Разумеется, с ограничением свободы духа и воли само собою отпадает большая часть того вознаграждения в будущем, который мы можем заслужить лишь свободною любовью, свободною верою и свободными делами! Каждый должен сделаться вполне свободно добрым и может совершенно свободно сделаться злым! Но это будет очень затруднительно! Я думаю, что человек вполне здоровый и свободный не захочет оскорбить Бога из одной лишь свободной злости. А кто это делает, тот уже одним этим обнаруживает, во всяком случае, что  с ним не совсем ладно. Как редко может разумный человек обидеть невинное дитя вследствие свободной злой воли, точно также вряд ли захотел бы вполне разумный, в состоянии полной вменяемости, человек, умышленно разгневать Бога лишь из дьявольской злости, из чистого противоречия. Да и что за польза человеку сделаться дьяволом? Но нет правила без исключения. Мы не хотим рисовать мир в розовом свете.
     Человеческие действия настолько ценны в глазах Божьих и человеческих, насколько ценны самые мотивы, побуждающие к тому или другому действию. Если только внутренний мир человек чист, его намерения и образ мыслей благородны, то, если бы даже и самая свобода была у него отнята, он все же таки будет носить в себе спокойствие и мир.
     И таким образом, слово величайшего из пророков, Помазанника из Назарета, который ради просвещения мира пролил сою кровь на Голгофе и потерпел невольническую смерть, теперь имеет значение и будет иметь его вечно: «Дух бодр, но плоть немощна», т.е. дух охотно был бы свободен, он жадно творил бы все доброе, истинное и прекрасное, но тело слабо. Плоть - наше тело, порабощает дух, содержа его в неволе посредством своих органов. Душа была бы свободна, не будь она зависима от тела. И поистине! Небо и Земля прейдут скорее, а такие слова правды никогда не прейдут! Поэтому помните: «Дух бодр, но плоть немощна». Но оба они - дух и тело - нераздельны, пока мы принадлежим к разряду живых, разумных людей здесь, на нашей планете.