Предисловие книги: Курс уголовного права. Основы нынешнего уголовного права. Ч. 1 / Владимиров Л.Е., проф. – М.: Т-во И. Д. Сытина, 1908. – 400 с. - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     В настоящем «Курс уголовного права» имеется в виду - связать многолетние, на кафедре и в книгах, работы автора в одно систематическое целое, чтобы таким образом дать картину современной криминалистики со всеми ее тяжелыми вопросами, вопящими противоречиями, крупными пробелами и весьма немного пока завоеваниями науки и человечности.
     Без подробных объяснений каждому понятно, что курс не учебник.
     Первый представляет самую лабораторию науки в том ее кажущемся беспорядке, которым всегда сопровождается сложная, кипучая работа. Второй есть расположенное в педагогической последовательности собрание законченных или, по крайней мере, установившихся учений. Но в науках о человеческих учреждениях за установившиеся учения весьма нередко, десятилетиями и даже веками, выдаются лишь общепринятые, прославившиеся слова, - названия понятий, или давно себя переживших, или же влачащих существование лишь благодаря еще большей темноте народных масс, тянущих законодательство вниз, до варварского уровня своих чувств.
     Нигде так послушно не исполняется злобно-насмешливый завет Мефистофеля: «В общем держитесь слов!», как в науках юридических. Но в уголовном праве трагическое этих слов состояло всегда в том, что они предъявлялись человечеству, как долговые обязательства, и оплачивались, в склепах темниц и на виселицах, смертными муками преступника, - этого продукта очагов нравственной чумы, заслоненных от глаз наблюдателя пороками отдельной зараженной единицы. Алкоголик, больной и темный, - вот чернорабочие зла, которыми комплектуется преступный мир, и которые как бы вопят к человечеству: первый - «Спасай меня от вина!»; второй - «Лечи меня!»; третий - «Просвещай меня!». А неповинные жертвы злодеяний застывают с ужасом в глазах и как бы посылают немой, душу надрывающий, упрек: «почему не предупреждаете вы злодеяний»? И задача современного государства не в том, чтобы заниматься бесконечной, уже до изящества доведенной, выработкой условий приношения человеческих жертв на алтарь метафизических идолов, а в том, чтобы, предупреждая, всеми действительными способами, преступления против граждан, в то же самое время обнаруживать самые очаги преступности и обезвреживать их целесообразными средствами: изъятием алкоголя, как яда, из свободного оборота; предоставлением работы безработному; обеспечением тружеников на случаи несчастья и старости; водворением тунеядцев в работные дома; просвещением масс в духе любви к человечеству, какого бы рынка и миропонимания он ни был; наконец, наказанием за совершенное преступление, если наказание это способно обеспечивать мир между людьми и развивать чувство ответственности, без которого немыслимо общежитие.

Москва, сентябрь 1907 г.