Предисловие книги: Основные принципы военно-уголовного процесса в связи с главными основаниями общего / Плетнев В.Д., проф. – С.-Пб.: Тип. В.Ф. Киршбаума, 1908. – 270 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Представляя это работу, я считаю нужным предпослать несколько вступительных замечаний, необходимых для понимания ее сущности и объяснения некоторых обстоятельств, затруднивших ее создание. Вступив в конкурс 3-мя месяцами спустя, и имея в своем распоряжении почти только половину срока, отведенного на написание темы, я, кроме того, состоял в неблагоприятных условиях чисто местного характера. Живя в глухом провинциальном городке, изолированном от всякой связи с юридическим миром, я был очень стеснен в возможности пользоваться нашей специальной литературой. Идеи, которые я привожу в этом сочинении, уже затрагивались, отчасти, по другому поводу различными авторами. Юстиция вступила в наше время на тот путь, который давно уже указал выдающийся гений Стюарта Милля. «Дедуктивный метод - писал этот мыслитель, - в приложении к общим явлениям, должен, прежде всего, исследовать закон человеческой деятельности и те свойства внешних вещей, которыми обусловливается деятельность человеческих существ в обществе».
     На исчерпывающее значение общественных факторов в индивидуальной жизни человечества указывали столь же определенно де-Греф, в своем исследовании «Социальной экономии», Кидд в своем - «Социальном развитии» и другие.
     Понятно, что и юристы шли в уровень с социологами - Ферри, Гарофало и др. - в Италии; Лист, Миттермайер, Лилиенталь - в Германии; Духовской, Фойницкий, Чубинский, Гогель и Дриль - в России указывали на необходимость включения в область уголовного права идей социологии, требуя введения в жизнь нашей науки идей антропологических, биологических и социальных. Во Франции на эту точку стал, между прочим, Тард. В ряде сочинений философского характера, он заменял факторы биологического характера влияниями психических законов, верований и желаний, давая, подчас, изумительно тонкое и удачное объяснение загадочных уголовно-социальных явлений. Эти же идеи разделяю и я. Я пытался обосновать основные начала уголовно-судебной деятельности факторами социальной природы людей столько же, сколько необходимостью юридических положений. Наблюдая постоянно жизнь человеческих обществ, приходишь к мысли, что они, более чем даже животный мир, испытывают на себе влияние факторов борьбы за существование. «Общества подчиняются тем же естественным условиям существования, говорит Кидд, как и все формы жизни; они так же размножаются, живут и умирают, сообразно с теми же физиологическими законами. Борьба для всех, страдание и неудача для многих - вот его удел».
     Но зато, с другой стороны, и эволюция общественных сил сводились к созданию условий прогресса, уменьшающих и нейтрализующих состояние этой борьбы путем сближения интересов личности и социального организма. Замечательнейшие мыслители указывали на эту особенность, присущую условиям человеческого прогресса, сводя всю цель развития человеческих обществ к созданию непреходящей гармонии между интересами индивидуума и общественной среды. От Гоббза и Локка, через Юма к Иеремии Бентаму, Гольбаху, Стюарту Миллю и Спенсеру, шла идея признания тождества интересов личности и общества, сливающихся в идеал разумного соотношения человеческих сил. Задачу достижения возможно более безболезненных условий этой всеобщей борьбы, брал на себя, на протяжении всего хода истории, институт судебной расправы. Но он, как и все условия жизни, прикрепляется к потребностям и желаниям личности, осуществлявшей через посредничество его свои лучшие чаяния, самые дорогие свои идеалы. Поэтому я поставил личность в центре общества и через всю историю пытался проследить ее значение для устройства, организации и жизни суда. А так как влияние личности и общества теснейшим образом сплетаются между собой, я постарался указать значение надлежащей организации юстиции для развития солидарности между людьми.
     Приняв далее основание, что человек и его свойства, по глубокому доказательству Спенсера, входят непреходящей основой в сущности всех учреждений общества и государства, я пытался распространить те же идеи и на войско, как на социальный институт.

В.П.