Предисловие книги: Что такое государство?. Научное исследование природы Государства / Паршин А. - М.: Т-во Типо-литогр. В. Чичерин, 1907. - 217 с. - формат В4 - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ.

   В настоящее время мы переживаем тот исторически момент, когда государственная и общественная жизнь Российской Империи вступает в новую фазу. Старые формы ее строения изжиты и должны быть заменены новыми. Для этого необходимо определить исторический смысл и значение Российской Империи. Я несколько лет мыслил в этом направлении и пришел к выводам, которые, на мой взгляд, должны быть руководящими началами общественной и государственной жизни людей. Чтобы эти выводы могли сделаться руководящими принципами или факторами, необходимо их влить, как новое вино и в новые мехи, т.е. в молодое поколение. Этому поколению с неумолимой логикой природы мы, старое поколение, уступаем каждым прожитым годом пядь за пядью поле общественной и государственной жизни. Какова бы ни была наша молодежь, будущее принадлежит ей. Ошибочный путь последних десятилетий исторического шествия России целиком упал на жизнь молодого поколения... Молодые люди, сбитые с толку дегенеративным направлением нашей общественной и государственной жизни, ломали и портили свою жизнь. Если мне этой работой удастся выяснить и распутать и осветить хотя часть сложных общественно-государственных вопросов, которые теперь заполняют мысли молодого поколения, то я буду глубоко удовлетворен за потраченное время и энергию.
   Я сознаю, что для такого обширного и глубокого вопроса, как определение природы государства, этот мой труд нужно считать незначительным эскизом, и в нем обязательно должны встретиться ошибки и пробелы. Не ошибается только тот, кто самостоятельно не мыслит. Боязнь ошибок порождает привычку мыслить цитатами, а цитатное мышление является неблагоприятным условием для развития свободной творческой мысли человека. Но с другой стороны, нельзя забывать, что принятое мной свободное мышление в области социологических с научной стороны мало разработанных вопросов, представляет благоприятную почву для ошибок, за которые я и прошу снисхождения у читающей публики.
   Современная читающая российская публика прежде, чем читать какую-либо книгу по государственным или общественным вопросам, обязательно желает предварительно знать, из какого политического лагеря исходит она, и сообразно полученным указаниям уделяет свое внимание. Отвечая на этот вопрос, я могу сказать следующее: поставив себе широкую задачу изучения основных и общих законов общественного и государственного развития, я этим самым создал себе препятствие для вступления в активные ряды той или иной политической партии. Политические партии вообще есть живое деление социальных сил государства для фактического решения вопросов государственной и общественной жизни. Все партии верят в правду защищаемых ими идей, и то или иное решете вопроса не есть торжество идеи мысли, а результат реального соотношения сил. Таковые решения государственных дел не имеют логически научных обоснований, и я решил искать их без партийной принадлежности. Научная логика должна была мне заменить партийную дисциплину.
   В конце прошлого года мной был издан труд под названием: «Научный фундамент социологии». В главе «Теория явлений» я стремился абстрактно изложить общие принципы явлений космоса независимо от того, где и когда они происходят.
   Положения теории явлений мной доказываются из принятых мной трех космических аксиом так же, как доказываются теоремы геометрии из математических аксиом. Прикладывая доказанные положения к явлениям органического мира, я указал на основные законы эволюции и на соотношения органического мира с неорганическим. Применением этих теоретически доказанных положений к явлениям социального мира я открываю поле соотношения между юридическими и естественными науками. У станов лете этой связи между указанными науками может дать начало для переработки юридических обоснование Такая работа может быть только доступна дружной работе многих интеллигентных сил, которые и должны дать начало социологической школе, которую можно назвать эволюционной.
   Эта социальная школа должна всего ближе подходить к органической школе, крупным представителем которой является английский философ Герберт Спенсер. Органическая школа выводит свои положения о государстве по аналогии с организмом, указывая на сходство и разницу между ними. Эволюционное же мировоззрение должно выводить эти свойства государства из общего принципа организованности. Принцип организованности в чистом виде должен иметь свои законы, и из этого должно образоваться фактическое сходство проявления государства и организмов. Но констатирование этих сходств в эволюционной школе есть подтверждение выводов, а не условие для получения основных законов государства. Таким образом, для органической школы сходство государства и организмов есть средство изучения, для эволюционной это сходство должно являться следствием изучения, как подтверждение выводов.
   Чтобы не затруднять читателей приобретением моих прежних трудов, на которые я ссылаюсь в сей работе, я в конце книги приложил выдержки из этих работ, которые безусловно необходимы для сознательного чтения. Для этой же цели в начале статьи приложена социологическая терминология, которую я употребляю в этой статье. Существующая социологическая литература вообще страдает отсутствием правильной терминологии. Содержание социологических терминов крайне расплывчиво. Делая опыт фиксировать их содержание, я этим хотел придать больше определенности и ясности моему изложению.