Предисловие книги: Государственное право Швеции. Часть историческая. Т. 1 / Дымша Л., прив.-доц. Имп. С.-Петерб. ун-та. – С.-Пб.: Тип. П.П. Сойкина, 1901. – 424 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Внешняя и внутренняя история России богата соприкосновениями со скандинавскими государствами, преимущественно со Швецией - первая княжеская династия, сыгравшая столь важную роль в приобщении Руси к христианству, в последовавшем укреплении и развитии русского государства ведет свое происхождение из далекого северного полуострова, из теперешней Швеции. Новгород и Псков находятся в оживленных торговых сношениях со шведскими городами, в смутное время шведы притесняют московские земли и стремятся к занятию престола для своей династии Ваза, - чуть Россия в царский период проявляет стремление стать твердой ногою на балтийском побережье, она встречает там шведов, заступающих ей дорогу. Возгорается ожесточенная борьба между северными государствами из-за обладания балтийским морем. Швеция и Польша в течение двух столетий борются отчаянно против России, не допуская ее к морю; только Петр Великий, победив окончательно Карла XII, завоевывает шведские владения и основывает на них свою столицу. С этого времени преобладающая роль на севере переходит к России, но Петр учился у шведов не только военному искусству, он перенял оттуда многое для своих реформ в области гражданского управления. Установившееся за сим близкое соседство между двумя государствами приводит к мирным сношениям. Финляндия разделяет оба государства - неблагоприятные политические условия в Швеции заставляют ее искать в конце XVIII столетия сближения с Россией, последняя в начале истекшего столетия подчиняет себе эту шведскую область, чем завершается для России собирательный процесс объединения под ее скипетром всех бывших шведских владений на восточных берегах Балтийского моря.
     С присоединением Великого Княжества Финляндского Русское государство вступает в близкое общение с правовым порядком шведского государства, с его обычаями и культурой, ибо Финляндия, выросшая и жившая веками под скипетром Швеции, оставалась олицетворением государственных, правовых и культурных начал своей бывшей метрополии. В настоящее время, когда стремление к более тесному сближению Великого Княжества с Империей получает более определенные формы, политическое прошлое Швеции, оставившее столь глубокие следы на учреждениях Финляндии, приобретает особенный интерес, не только теоретический, но и практический, ибо для того, чтобы изменять и отменять, необходимо ясное представление об историческом прошлом и роли тех учреждений и порядков, которые подлежат изменению или уничтожению. Между тем в нашей литературе, да и в западноевропейских литературах, не имеется трудов, дающих нам полную картину государственных учреждений Швеции, ее политической истории и действующего там ныне государственного права. Независимо, однако, от такого практического неудобства государственное устройство нашей западной соседки на север представляет собой столько оригинальных черт и целесообразных учреждений административных и судебных, что изучение его с чисто теоретической стороны является для государствоведов интересным и полезным. Для нас же в виду одинаковых на севере климатических и почвенных условий, при одинаково тяжелой борьбе с природой, местные учреждения Швеции, простые и несложные, дешевая администрация, общественные ее учреждения, высокий уровень ее культуры, заслуживают особого внимания.
     Восполнить указанный пробел в литературе, дать по силам и возможности историко-догматическое исследование возникновения, развития и современного состояния государственных учреждений Швеции составляет цель и задачу настоящего труда. Труд, имеющий такую обширную задачу, представляет немало недостатков и погрешностей, - но мне пришлось пользоваться для своей работы весьма обширным материалом, пришлось со словарем в руках работать по подлинным источникам, пришлось преодолевать весьма много затруднений на новой, необработанной почве. Позволяю себе в силу указанных условий надеяться на снисхождение читателей и критики.
     Предлагаемый ныне первый том настоящего труда содержит исследование начал шведского государственного права в историческом их развитии, а также историю образований государственных учреждений Швеции. Прошедшее государственных учреждений каждой страны, нарождение и развитие ее государственных сил, отношение сословий и классов народонаселения к верховной власти, соотношение отдельных факторов государственной власти между собой, все это может быть выяснено только путем изучения политической истории государства. Посему историческое, последовательное освещение бытовых условий данного народа, исследование нарождения и роста государственных его учреждений является необходимой посылкой для правильного уразумения действующего государственного и общественного правопорядка данной страны. Только знание прошедшего, отошедшего в область истории процесса образования и развития государственного права Швеции дает нам ключ к правильному пониманию и оценке существующих ныне учреждений.
     Не зная истории государственных сил Швеции нельзя объяснить себе отличную в этой стране постановку самой формы проявления государственной власти, представляющейся ныне не единой и нераздельной, как в других государствах, а двойственной, имеющей двух носителей, власть королевскую и власть народа. Такое явление, противоречащее признанному теорией государственного права принципу верховной власти в государстве, проходит красной нитью через всю вековую историю шведского государства, оно наблюдается в эпоху образования государственных учреждений Швеции, оно встречается и ныне после преобразования шведского государственного строя в 1809 и 1866 гг.
     Главным содержанием политической истории Швеции является постоянная борьба этих двух самостоятельных начал, власти королевской и власти народной. Она начинается немедленно после образования шведского государства - принудительное введение христианства приводит эти две власти в столкновение. Во втором периоде, когда, с упрочнением христианства, внутреннее единство было восстановлено в государстве, начинается борьба между королевской властью и представителями могущественных дворянских родов. Слабость королей доходит к концу XV столетия до того, что олигархия захватывает всю власть в свои руки. В начале XVI века, после кровавой расправы Христиана с магнатами, монархическое начало опять торжествует, борьба на время утихает. Густав Ваза укрепляет свою власть, расширяет королевскую прерогативу, но сыновья его не умеют сохранить ее в целости, олигархические элементы опять поднимают голову. К тому времени Швеция выступает могущественным фактором в европейской политике, постоянные войны требуют напряжения ее сил вне государства, внутренняя борьба из-за власти приостанавливается. Короли нуждаются в единодушной поддержке сословий, почему права и преимущества высших сословий получают торжественное признание со стороны королевской власти; рядом основных законов регулируется и деятельность сеймов. Во второй половине семнадцатого столетия, когда внешнее могущество Швеции достигло небывалых размеров, в среде сейма, представителя второй власти в государстве, окрепли силы, прежде не имевшие серьезного самостоятельного значения. Так называемые низшие сословия, мещанское и крестьянское, выступают с самостоятельными притязаниями против всемогущей дворянской курии. Противоречия обостряются, хроническая борьба партий принимает широкие размеры, порядок и силы государства страдают от борьбы сословий между собой. При таких условиях Карл X, опираясь на демократические элементы, совершил государственный переворот, устранив самостоятельное влияние сейма на ход государственных дел, укрепив абсолютный образ правления в Швеции. Карл XII, пользуясь неограниченной властью, уронил внешнее могущество Швеции и привел государство на край гибели. После смерти его сословия воспользовались в 1718 г. недовольством народа, отсутствием прямого наследника престола и потребовали от сестры Карла XII отречения от ненавистного в стране единодержавия. Ульрика Элеонора не только исполнила это требование, но и сделала много уступок в пользу сословий - сейм становится отныне господствующей в государстве властью. Королевская власть теряет постепенно в следующие за сим 50 лет составные части своей прерогативы, господство партий в сейме расслабляет государственную власть. Как некогда единодержавие привело Швецию на край гибели, так ныне полновластии сейма создало анархию. Восстановленная королевская прерогатива в лице Густава III возвращает на время государству силы, но акт единения и безопасности от 1789 г., кои король захватил в свои руки всю власть в государстве, порождает вновь ожесточенную борьбу между двумя властями и приводит, в конце концов, к низложению Густава IV и к коренному преобразованию шведского государственного строя на началах примирения и взаимодействия двух государственных сил страны, власти королевской и власти народной. С этого времени, с 1809 г. начинается новый период в государственной и общественной жизни Швеции - примиренные, приведенные к гармоническому взаимодействию обе государственные власти работают сообща, придерживаясь каждая предоставленных ей формой правления границ. Этот последний период ознаменовался рядом политических и общественных преобразований, - вот уже сто лет как Швеция продолжает идти по пути прогрессивных и культурных реформ.
     Применительно к изложенным эпохам преобладания той либо другой власти в законодательстве и управлении государством мы разделяем шведскую политическую историю на шесть периодов. Другого, более определенного начала, могущего служить достаточным основанием для логического деления тысячелетней истории шведского государства, нам найти не удалось - борьба за власть двух сильнейших государственных сил страны олицетворяет собою всю политическую историю Швеции. В этой борьбе, жестокой и кровавой в средние века, более мягкой в новое время зарождаются и крепнут основные законы Швеции; в эпохи кратковременных перемирий вырабатываются государственные установления страны, проводятся органические реформы, которые все вместе служат историческим материалом, послужившим фундаментом для преобразования государственных учреждений на новый лад в 1809 и 1866 гг. истекающего столетия.
     Разобрать этот процесс в подробностях, указать зарождение и развитие государственных учреждений и основных начал шведского государственного права, вот задача настоящего I тома «Государственного права Швеции».

Л. Дымша
С.-Петербург, 15 марта 1901 года