Предисловие книги: Правовое государство и внешняя политика / Котляревский С.А. – М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1909. – 432 с. - репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ

     Идея правового государства стоит в фокусе современного юридического мышления. Она есть зрелый плод той долгой борьбы за право, которая представляет одну из важнейших глав истории человеческой цивилизации, и, выросши на этой веками возделанной почве, она может безопасно встретить напряженную переоценку ценностей, подъем волны скепсиса и критики. Направляя работу юриста, занятого истолкованием строения и жизни современного государства, она в то же время освещает путь политику-практику. Признавшему, что ответы на задания, поставленные перед этим государством, могут быть прочными приобретениями, превратиться в неотъемлемое национальное достояние, лишь будучи облечены в правовые формы. Эта уверенность остается даже тогда, когда уже беспощадно разрушена вера и в благодетельный деспотизм, и в захватное право; и если подобная уверенность не переходит должных границ, если от правового государства не ожидают всемогущества и чудес, наличность ее в данном обществе является одной из важнейших гарантий здорового развития, побеждающего тяжкие превратности исторической судьбы.
     Именно поэтому является жизненная потребность и в последовательном анализе этой идеи и Вов всестороннем ее обосновании. Сознательной правотворческой деятельности человека противостоит необъятный мир социальной действительности, со всей ее пестротой и многогранностью, со всем упорством исторической инерции, со всем давлением элементарных интересов. Властно домогающихся своего признания. Тяжелой, напряженной борьбы требует преодоление этой противоположности. Может ли быть она преодолена до конца? Какие запросы могут быть законно предъявлены к правотворческой воле, работающей над устроением государственного механизма?
     Наша цель дать посильный ответ на одну часть этого вопроса - на то, как примиряются правовая основа современного государства и задача его самосохранения в овне. Но предварительно мы не можем обойти молчанием того, как вообще проявляется правовой характер в организации государственной власти и какие пробелы здесь оставляет традиционное учение об этой последней.