Предисловие книги: Государственные учреждения древней и новой России / Романовский В.Е., преп. Тифлис. 3 муж. Гимназии. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. И. Кнебель, 1911. – 463 с. - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ

     В настоящем издании моя книга, появившаяся впервые в свет тридцать лет тому назад, - когда в программе средней школы еще не было законоведения, - является значительно исправленной и дополненной. Следуя совету одного из моих рецензентов, г. Лазаревского, который посвятил моей книге в журнале «Образование» большую заметку, я в настоящем издании ввел в нее несколько глав, посвященных местным учреждениям, оставив вместе с тем прежнее заглавие книги. Составленная первоначально исключительно с целью педагогической, в настоящем издании книга предназначается не только для старших классов средней школы, как пособие в дополнение к учебникам по законоведению и русской истории, но и для общества. С чувством глубокого нравственного удовлетворения я нашел заглавие моей книги в списке пособий, приложенном к прекрасно составленной программе Московского Учебного округа по истории для 8 кл. женских гимназий. Это дает мне уверенность, что компетентные составители программы признали мой труд, как учебное пособие, полезным для средней школы.
     Взять на себя смелость предложить мою книгу вниманию общества, - как книгу для чтения или для справок, - меня заставило то обстоятельство, что трое из моих рецензентов (специалист по государственному праву, историк и публицист) пришли к одинаковому заключению о том, что моя книга может быть полезна и для общества. Я позволю себе привести здесь их слова. Покойный профессор Трачевский в своей рецензии говорил: «Этот труд предназначается для учащейся молодежи; но за него скажет спасибо и всякий взрослый русский». Г. Лазаревский находил мою цель «симпатичной, отвечающей действительной потребности учащегося юношества и публики». А г. Розанов, желая распространения моей книги среди учащихся, говорит, что она «могла бы помочь во многих случаях и более требовательному читателю».
     Идя навстречу этой потребности русского читателя в книге, которая в популярном изложении могла бы познакомить его с историей и современной организацией наших государственных и местных учреждений, я постарался использовать все более или менее выдающиеся труды наших ученых историков и государствоведов. Мой труд - компиляция, в которой я старался объективно и без всяких тенденций представить прошлое и настоящее каждого из наших учреждений.
     В заключение я должен повторить то, что говорил в предисловиях к первому и второму изданиям: я буду весьма благодарен гг. специалистам, если они обратят внимание на мою многолетнюю работу и укажут все ее недостатки, которые будут устранены в следующем издании, если в нем явится потребность.
     Появлением в свет моей книги в первом ее издании я всецело обязан покойному Попечителю Кавказского Учебного Округа К.П. Яновскому, который усердно поощрял всякую попытку преподавателей содействовать, возможно, лучшей постановке в школе отечествоведения. Его незабвенной памяти я и посвящаю свою работу.

Составитель
Москва, 30 октября 1910

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

     В настоящей книге исследованы государственные, т.е. центральные, органы управления. В недалеком будущем я надеюсь издать небольшую книгу, посвященную органам местного, или областного, управления, - в которую войдут также статьи о судоустройстве, судопроизводстве, законодательстве и о самоуправлении, городском и земском.
     Предлагаемая книга, - вышедшая в первом издании в 1897 году в виде отдельных оттисков от приложений к циркулярам Попечителя Кавказского Учебного Округа, - была тогда же представлена мною на благоусмотрение Ученого Комитета при Министерстве Народного Просвещения. Привожу здесь выписку из журнала Ученого Комитета от 12 августа 1897 г. № 1433: «В рукописном предисловии к своему труду г. Романовский высказывает справедливую мысль, что знакомство с главнейшими отечественными учреждениями необходимо каждому русскому юноше. Составляя свою книгу, автор и желал дать в ней пособие к такому знакомству. Но он смотрит на свой труд, как на учебное пособие по предмету истории. Книга предназначается, - пишет он, - для домашнего чтения преимущественно учеников VII и VIII классов; в определенные сроки преподаватель может производить проверку прочитанного… С такою постановкою дела вряд ли возможно согласиться. Предлагать книгу для чтения, разумеется, возможно; но делать ее предметом классного задания, производить проверку прочитанного текста на уроке - это значит сделать книгу учебником по предмету, которого, в сущности, нет в гимназической программе, т.-е. по истории русского права». Постановлением Ученого Комитета моя книга была одобрена для классных библиотек средне-учебных заведений. Иначе, конечно, Ученый Комитет и не мог потупить, потому что история русского права, действительно, не входит в гимназическую программу.
     История русского права - предмет слишком обширный для средней школы. Но мне кажется, что если найдено, будет возможным ввести в программу средней школы законоведение, то было бы желательным присоединить к нему и русское государственное право, хотя бы в самом сокращенном виде. Ведь из наших средних учебных заведений (считая и реальные училища) только меньшинство учащихся поступает на юридический факультет. Остальные так и остаются без изучения государственного строя своего отечества.
     Но как бы то ни было, я не смотрел и не смотрю на свою книгу как на учебник русского государственного права. Пусть она остается книгой дл чтения, тем более что в ней преимущественное внимание обращено на историю нашего государственного строя, а не на современное его состояние.
     Труд мой найден был полезным и в другом ведомстве: Главное Управление военно-учебных заведений рекомендовало его для ротных библиотек кадетских корпусов.
     Обратила внимание на мою книгу и критика. Из рецензий, появившихся в повременных изданиях, меня особенно ободрили на дальнейшую работу следующие: г. Розанов в «Еженедельном приложении к Новому Времени» в журнале «Русская Школа», некоторые преподаватели истории удостоили меня своими письменными отзывами.
     Гг. рецензенты отнеслись ко мне благосклонно, признав идею моего труда и серьезной и полезной, и, - за что я им очень благодарен, - сделали весьма ценные указания на недостатки моей книги. Второе издание является значительно исправленным и дополненным, как увидит читатель, знакомый с первым изданием.
     В заключение, я и теперь убедительно прошу гг. критиков-специалистов, а также и гг. преподавателей истории, обратить серьезное внимание на недостатки моего труда и помочь мне своими указаниями устранить их при следующем издании.

Тифлис, 20 июня 1905

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

     Цель настоящего издания - дать ученикам старших классов средне-учебных заведений возможность, в доступном их возрасту изложении, ознакомиться с отечественными государственными учреждениями, как ныне действующими, так и действовавшими в прежнее время. Книга предназначается для домашнего чтения учеников.
     Смеем думать, что и гг. преподаватели истории могут ею пользоваться для разъяснения на уроках различных вопросов по русскому государственному праву, затронутых в учебнике.
     Труд наш является первым опытом введения в школьное изучение истории вопросов, касающихся отечественного государственного права, с развитием которого, по нашему мнению, хотя бы посредством домашнего чтения, необходимо познакомить каждого русского юношу, вступающего в жизнь.
     В нашем труде найдутся, конечно, погрешности, которые, надеемся, критика обстоятельно укажет.

Тифлис, 22 сентября 1897