Предисловие книги: История идеи естественного права. Ч. 1: "Естественное право" у греков и римлян, 1881; Ч. 2: Средние века, 1885. Ч. 1 – 2 / Ярош К.Н. – С.-Пб.; Харьков: Тип. В. Безобразова и Ко: Тип. Окр. штаба, 1881. – 509 с. - репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ
 
     Между науками, составляющими цикл наук юридических, есть одна, которая не задается целью детально исследовать ту или другую отдельную отрасль права, а имеет в виду проследить из века в век философские усилия человеческого ума проникнуть в сущность «правды и справедливости», определить критерий права. Эта наука имеет в виду воскресить для настоящего - прошедшее, ввести современного человека в лабораторию, в которой, на протяжении тысячелетий, мало помалу, выковывались философско-правовые и политические идеи и принципы. Эта наука носит название Истории философии права.
     Вступая настоящим исследованием в область этой науки, мы позволим себе небольшое предисловие, с целью выяснить себе значение и пользу ее изучения. Едва ли означенное уяснение может почесться несвоевременным.
     Для того чтобы составить полное понятие о значении и важности изучения Истории Философии вообще и - права в частности, недостаточно еще уяснить себе истинное соотношение прошедшего и настоящего науки. Необходимо, сверх того, определить, более или менее отчетливо, роль философии в ряду факторов человеческих судеб и преуспеяний. Если философские учения составляли частное достояние их авторов, сокровище, передаваемое по наследству из одной уединенной кельи в другую, не имеющее корней в действительности и не оказывающее влияние на окружающее, - то, понятно, интерес изучения истории их совершено иного характера и размера, чем на случае предположения обратного.
     Интересующий нас вопрос, в сущности, есть пресловутый вопрос о том, «кто производит историю».
     Всего сказанного выше, достаточно для уяснения значения и пользы изучения Истории Философии вообще и - права в частности. Как бы ни был слаб человеческий разум, как бы ни нуждался он в начальном толчке и постоянных побуждениях со стороны желаний, страстей и чувств, но все-таки только ум подвигал человечество вперед; поэтому история человеческих мнений не может не представлять весьма интересного предмета для нашей любознательности. Сверх того, мы не можем сознательным взглядом взирать на современность, если не рассмотрим внимательно тот ряд пластов и наслоений, который лежит под нами в прошедшем, и в котором проходят, ветвятся и питаются корни всех наших современных идей, воззрений и принципов. Мотивы многих из этих идей, обращающихся ныне как аксиомы, - забыты, но идея с утерянным мотивом уже не есть убеждение. Наконец, История Философии вообще и История Философии права в частности является надежной помощницей каждого, стоящего в затруднении, лицом к лицу с вопросами и задачами окружающей политической и общественной жизни. Тут история Философии играет роль (употребляем выражение Сократа) «акушера мысли, помогающего ей родиться».
     Предлагаемое ниже исследование не имеет целью охватить Историю Философии права в полном ее объеме. Это исследование ставит себе задачей проследить лишь одну струю в общем течении философско-юридической мысли, а именно: определить смысл и историческое развитие идеи так называемого «естественного права».