Предисловие книги: Введение в науку права (краткий курс правоведения): Перевод с немецкого / Колер И., проф.; Под ред.: С.Ф. Платонов, сенатор; Пер.: В.А. Гольденберг. – С.-Пб.: "Вестн. права", 1903. – 265 с. - репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ

     Правопорядок есть обязательный строй человеческих отношений, сложившийся в общественную форму под влиянием общественной природы человека.
     Право вытекает, таким образом, из общественной природы человека.
     Исходным пунктом прежних воззрений на возникновение права был индивидуум, действующий по своему произволу; столкновение людей друг с другом повели будто к взаимным уступкам и, наконец, к всеобщему самоограничению: так, говорили, создалось право.
     Такая точка зрения неправильна: человек с древнейших времен существовал не как обособленная единица, а лишь как часть известного прочного общественного целого, которое господствовало с непреодолимой силой над отдельной личностью; индивидуум противопоставляется обществу лишь впоследствии. Люди спокон веку выступают группами, группами деятельными, инстинктивному велению которых неуклонно следует отдельная личность. Не создание социального общежития явилось плодом эволюции культуры, а, скорее, относительное освобождение индивидуума и примирение этой относительной свободы с правами и требованиями целого; надо было создать известный порядок, при котором индивидуум, не уклоняясь от целого, мог бы обладать в известной мере свободой действий и поступков.
     Итак, ход культурного развития в действительности совершенно не соответствует прежним представлениям, - культура не ограничила свободы индивидуума, а, наоборот, создала ее.
     Правопорядок есть порядок принудительный, в этом есть отличие от обычая и морали.
     В начале обычай - это все; целое требует от индивидуума совершенно определенного образа жизни во всех проявлениях его деятельности и даже в сфере его отношений к божеству; даже религиозные обряды выражаются в форме строго обязательных предписаний. Собственно говоря, индивидуум не имеет самостоятельных мыслей и желаний, - для него само собой разумеется, что действия его должны быть совершенно подчинены воле целого. Он действует в пределах известной нормы, подобно тому как он говорит сообразно с правилами языка; он действует непроизвольно, как бы во сне, подчиняясь какому-то внутреннему велению, так же как он говорит, следуя каким-то вовсе ему не известным правилам языка. В нем царит дух всеобщности (Allgemeinheit).
     Отделение права от обычая представляет собой своеобразный процесс. Наступает время, когда отдельные предписания обычая перестают носить прежний обязательный характер, многое предоставляется в большей или меньшей степени на усмотрение отдельному семейству или даже отдельной личности; в данном отношении одни оказываются боле консервативными, другие более либеральными. Одновременно с этим известные обычаи продолжают господствовать в такой мере, что только тот считается истинным членом общества, кто их безусловно соблюдает. Так происходит процесс отделения права от обычая. Появление морали как известного высшего порядка, стоящего над порядком правовым, который господствует над личностью не путем социального принуждения, а лишь в силу религиозных предписаний, а впоследствии силой индивидуального миросозерцания, есть продукт позднейшей эпохи; так называемые первобытные народы не знают морали, в их уме даже не складывается представления о ней.
     § 2. Право, как и обычай, не мертво - оно есть нечто живое. Правопорядок находится в постоянном движении; не существует неподвижного, непригодного для всякого времени права. Но как возникновение права, так и его развитие долго остается совершенно наивным и непроизвольным, оно создается бессознательным влечение, царящим в человечестве. Старое становится слишком тесным для новой эпохи, оно не подходит больше к жизни, мало-помалу оно отстраняется и на его место создается новое; и тут остается правильной аналогия развития права и языка. Лишь позднее человек отнесется объективно к правопорядку и начнет сознательно придавать ему определенную форму и совершенствовать, - этот процесс начинается в период «военноначальников» (Hauptlingtum).
     § 3. Выделившееся из обычая право подчиняет себе всю область жизненных отношений индивидуума, касаясь не только его земных, материальных интересов, но также его религии и обрядовых верований.
     Постепенно сакральное право отделяется от обыденного, светского (profane). Сакральное право следует своим особым законам, а право светское развивается свободно и независимо, как в вопросах определения взаимных отношений индивидуумов в небольших группах, так и в определении их отношений к целому.
     Таким образом постепенно отделяется частное право от права публичного; это отделение происходит, разумеется, вначале совершенно бессознательно, - норма создается не путем сознательного применения человеческого знания. Подобно тому как потребность в составлении грамматики языка появляется впервые у лица, говорящего на другом наречии, так и норма права абстрагируется в определенную форму лишь чужестранцем.
     Право публичное вначале обходится небольшим количеством норм: подчиненность индивидуума целому почти безгранична; лишь степень участия отдельных семейств и положение, занимаемое ими, в управлении определяется известными правилами; значение этих правил растет с развитием эпохи «военноначальников» (Hauptlingtum), когда отдельные семьи сохраняют известную самостоятельность по отношению к начальникам.
     Частное право с самых ранних пор охватывает огромную массу жизненных отношений, и нормы его поэтому исстари весьма разнообразны и часто детально разработаны.