Предисловие книги: Власть и право: Философия объективного права / Залеский В.Ф. – Казань: Тип. Б.Л. Домбровского, 1897. – 322 с. - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

      Преподавая по поручению Его Сиятельства Господина Министра Народного Просвещения, с 15 Января 1895 года, Энциклопедию и Историю Философии Права в Императорском Казанском Университете, я не мог не увлечься этими в высшей степени интересными предметами и на лекциях моих излагал некоторые отделы с особенной полнотой. Плодом усиленных занятий вопросами о сущности и происхождении права, о его соотношении с нравственностью, о судьбах исторической школы – является книга, предлагаемая в настоящую минуту вниманию читателя. Мне хочется в общих чертах характеризовать Иеринговское движение в области философии права и показать, как постепенно новая, утилитарно-эволюционная, теория права приходит на смену теории исторической школы, оказавшей великие заслуги науке права, но тем не менее, как все земное, мало по малу отживающей и уступающей свое место новым, молодым, силам и течениям – что впрочем нисколько не умаляет значения исторической школы, так как основы ее воззрений остаются незыблемы и составляют прочное и навеки нерушимое приобретение и достояние науки.
Идея эволюционизма, возникновение которой относится ко временам глубокой древности и может быть прослежено уже в философии Анаксимандра Милетского* (* См. Osborn, From the Greeks to Darwin, p. 34.), достигла в XIX веке полного развития и самого широкого распространения. Под влиянием эволюционной теории не только совершился переворот в науках физических вообще и биологических в особенности – теория эта оказывает огромное, и самое благотворное, влияние и в области других наук, в частности же в науках общественных и в том числе в науке о праве.
      На смену дедуктивной методе, безраздельно господствовавшей в науках общественных со времен Декарта и за немногими исключениями (напр. Монтескье) до конца XVIII века, в XIX веке выступила индуктивная метода. Применению индукции в области науки права дала начало историческая школа в самом конце XVIII и в начале XIX столетия. Но применяя индуктивную методу исследования историческая школа во многих отношениях оставалась еще верна старым метафизическим воззрениям, что в особенности резко проявилось в унаследованном ею от предыдущих поколений ученых юристов формальном определении понятия права. Исходя из отвлеченных принципов свободы, полагая центр тяжести исследуемых правовых явлений в момент воли, историческая школа тем самым обрекла себя участи горьких ошибок и разочарований. Иному принципу, не принципу свободной воли, а принципу пользы суждено сделаться прочным базисом для построения незыблемого здания философии права.
      Литература затрагиваемых в настоящем сочинении вопросов – по истине громадна. Но к сожалению она оказалась для меня в значительной части недоступной.
      Writing as I did then at a distance from any large library, I made no attempt to acquaint myself with the litterature of the subject – повторяю я еще раз* (* См. мое «Учение о ценности», вып. II, стр. 3.) слова Джевонса. Библиотека Казанского Университета недостаточно богата и хотя я имел возможность пополнять ее до известной степени, выписывая нужные книги на ассигнуемые ежегодно для того небольшие средства, тем не менее юридическая литература, в особенности английская, французская и итальянская (с немецкой литературой дело обстоит несколько лучше), остается представленной далеко не полно.
      Поэтому я прошу читателя видеть в моих литературных указаниях не исчерпывающую историю литературы, а скорее примеры из области различных литературных течений.

1896 года, 14 Ноября
В. Залеский