Предисловие книги: Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории: Перевод со 2 немецкого издания. Т. 1: Введение. Социальная философия. Кн. 1. Положение вопроса. Кн. 2. Предмет социальной науки. Кн. 3. Монизм социальной жизни. Т. 1 / Штаммлер Р.; Пер. под ред. и со вступ.: И.А. Давыдов; Пер.: А.А. Мейер, М.К. Покровская. – С.-Пб.: Начало, 1907. – 412 с. - репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ
 
     Мы начнем свое социально-философское исследование с изложения доктрины материалистического понимания истории. Достаточно беглого ознакомления с последней, чтобы тотчас же заметить, что доктрина эта во всех отношениях не завершена. Поэтому, необходимо, прежде всего, отчетливо поставить и решить вопрос: как следует понимать те основоположные социальные понятия, которыми это учение оперирует так некритически, и что с полным основанием можно было бы здесь принять и сохранить. Но, вместе с тем, выяснится, что данное понимание социальной истории, в действительности, не достигло намеченной им себе цели, оно не установило высшей закономерности общественной жизни людей. Наконец, мы увидим, что прямолинейное проведение принципов необходимо должно привести здесь к противоречиям и неясности.
     Таким образом, изучая эту доктрину и внося в нее известные поправки, мы можем наметить основные черты общезначимой теории социального вопроса и заложить основы социальной философии. В то же время, в этом сочинении, как это не трудно заметить, мы не претендуем на полноту в литературном отношении и не задаемся в настоящее время целью дать исчерпывающий указатель книг и сочинений по социальной науке.
     На этом я заканчиваю свой пролог.
     Кто следил за развиваемой мною здесь программой и не уяснил себе еще, как можно осуществить ее, и как нужно пользоваться указанным здесь методом; если он, быть может, потребовал бы от нас для выяснения сказанного какого-либо примера, то пусть эта книга послужит ему таким примером. Кто пожелает углубиться в ее изучение, тот вполне уяснит себе, полагаю, способ применения сказанного. Тогда, оглядываясь назад, на эти вступительные строки, он сможет вполне отрешиться от того недоверия, какое, наверное, этот простой набросок плана вызовет в нем, в человеке, чужом миру идей автора.
     Я не решусь, конечно, утверждать, чтобы это сталось помимо серьезного и усердного труда со стороны благосклонного читателя.