Предисловие книги: Справедливость: Перевод с английского / Спенсер Г.; Пер. под ред.: М. Филиппов, д-р философии. – С.-Пб.: Тип. А.А. Пороховщикова, 1898. – 243 с. - репринтная копия

ОТ ИЗДАТЕЛЯ

     Предлагаемое сочинение Спенсера представляет доказательное приложение начал его этического учения к основным вопросам права; учение Спенсера резко противоречит утилитарной теории Бентама и составляет естественное дополнение к «Основаниям науки о нравственности», переведенным уже на русский язык. Первые две главы предлагаемой книги были переведены в «Научном Обозрении» в 1894 году. Для читателей, не имеющих этих глав, воспроизводим их вторично; это, тем более уместно, что журнал за первый год его существования стал библиографической редкостью, а отдельных оттисков сделано не было.

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

     В предисловии к «Данным науки о нравственности», изданным в июне 1879 года, встречаются следующие слова: «Признаки, повторявшиеся в последние годы, все чаще и явственнее убедили меня, что состояние здоровья может постоянно ухудшаться, даже если жизнь не придет к концу, - раньше, нежели я достигну последней части намеченной мною для себя задачи». Затем следовало убеждение, что «эта последняя часть моей задачи», а именно, вывод этики из учения о развитии «представляет то, к чему все предшествующее, я считаю лишь вспомогательным средством», и что поэтому для меня нежелательно предвидеть возможность невыполнения этого дела. Отсюда явилась решимость заранее написать «Данные этики».
     Нечто подобное предвиденной катастрофе постепенно наступило. Годы расстроенного здоровья и ослабевающей способности к труду привели, в 1886 году, к полному упадку сил, и дальнейшая разработка «Синтетической философии» была задержана до начала 1890 года, когда снова стало возможным предаться, хотя немного, ежедневному серьезному труду. Конечно, возник вопрос, какой труд предпринять сначала? Без колебания было решено закончить «Основания науки о нравственности», так как руководящие отделы «Оснований социологии» были выполнены. Дальнейший вопрос затем представился: Какую часть «Оснований этики» написать сначала? Руководствуясь мнением, что остаток моих сил, вероятно, не позволит мне закончить всего, я признал за наилучшее, начать с важнейшего. Поэтому, минуя II часть (Введение в этику) и III (Этика индивидуальной жизни), я посвятил себя IV части - «Этика социальной жизни - справедливость» и теперь, к моему величайшему удовольствию, успел довести этот труд до конца.