Предисловие книги: Юридическая энциклопедия или Органическое изложение науки о праве и государстве, на основании принципов этической философии права: Перевод с немецкого / Аренс Г., д-р, орд. проф. философии права Имп. корол. Ун-та в Гратце. – М.: Тип. А. Семена, 1863. – 534 с. - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

     Издавая Юридическую энциклопедию, труд, которым я занимался в продолжении нескольких лет, в то время, когда уже появилось несколько достойных сочинений по этой науке, я могу найти оправдание лишь в существенном различии моей точки зрения и обработки предмета.
     После благосклонного внимания, какое встретила во многих странах моя «философия права», я намеревался сделать более практическое применение и дать большее развитие основным положениям, устранить встречающиеся, в моей философии права, недоразумения, указать в особенности на пользу в достаточной мере развитого учения о праве, преимущественно при уяснении высших руководящих принципов, как того требует энциклопедия и, наконец дать по возможности, философско-правовую обработку всего материала энциклопедии. То положение, в каком находится эта наука в настоящее время, по моему мнению, оправдало это намерение. Никто не будет отрицать благотворного влияния исторической школы на более основательное развитие этой науки, в особенности в учении об источниках права, равно как и в более строгом определении важнейших правовых понятий. Однако были оставлены существенные недостатки, так что новейшее направление науки, даже в области римского права, стремится к более полному учению об источниках, требует более глубокого вникания в сущность дела и сообразного с последним преобразования понятий. Если с другой стороны взять во внимание теперь снова оживившийся спор между романистами и германистами, спор, коренящийся в различии воззрений на право, и наконец принять в соображение до какой степени в науке права являются лишенными связи частное и публичное права, так что в них нет даже общего принципа; вспомнив, что учения об источниках права приведенного в частном праве по его односторонности, а отчасти и ложности нельзя придерживаться в публичном праве, где требуется более богатые по последствиям принципы; вспомнив далее, каким образом публичное право, по аналогии с частным правом, обрабатывается абстрактно, совершенно независимо от важнейших этических, религиозных, нравственных и народно-хозяйственных отношений, сообразив все это - по неволе придешь к заключению, что, если в науке существует такой недостаток единства и связи, самые основные понятия должны быть существенно несостоятельны. При таком положении науки, я хотел сделать посильную попытку, с точки зрения более высокого, по моему мнению, понимания права, внести большую связь в целое науки права и тем облегчить энциклопедическое обозрение всей науки. По этому план и выполнение должны быть совершенно иными.
     Прежде всего, следовало выяснить понятие о праве, избегая слишком специального исследования, однако согласно с этическим основанием права, с его существенными моментами, и в особенности с столь важными отношениями его к нравственности. За сим следовало пополнить учение об источниках права, опираясь на теорию жизненных отношений, которая, получив основание, должна была получить и дальнейшее развитие, не забывая, что правовые отношения должны постоянно находиться в связи с этими жизненными отношениями, образующими истинно объективное основание права, до сих пор заменявшееся субъективною причиною образования права, которая имела свое основание в воли или сознании. Наконец, изложив основные понятия, предстояло сделать более органическое подразделение науки о праве и государстве.
     История права с одной стороны понимается как целое в развитии народов, при чем однако, согласно с преобладающею практическою потребностью, история римского и немецкого права получили более полное обозрение; с другой же стороны история права находится в более тесной связи с этическими жизненными отношениями народа и эпохи, нежели как это делалось до сих пор. История права народов, существовавших до Римлян и современных им, посвящен лишь краткий обзор, обращено внимание на некоторые черты, имея в виду дать лишь возможность уяснить себе различие, отчасти между восточным и западным, отчасти же между греческим и римским пониманием права. История индийского права изложена впрочем подробнее, потому что здесь и при настоящих уже сведениях, можно указать на весьма важные начатки обычая и права, и ближайшее их развитие более определено, нежели у какого либо другого народа, а также и потому, что племенное родство Индийцев с Греками, Римлянами, Германами и Славянами представляет много общего в воззрении на жизнь и право:
     При изложении истории римского и немецкого права, я мог следовать лишь за надежными руководителями. Впрочем, что касается истории римского права, я, не смотря на то, что мои силы не позволили мне проложить более самостоятельного пути, не могу вместе с тем утаить того мнения, что в сочинениях по истории права предстоит исправить многие существенные недостатки, заключающиеся частью в том, что не обращено достаточного внимания на столь важные начатки развития права, когда право в обычае и в важных своих частях, как в сакральном и жреческом праве, в праве цензора наблюдать за нравами, получило дополнение, а отчасти и ограничение; частью же в том, что, рядом с внешнею историей источников, внутренняя история правовых понятий не получает почти никакой обработки, и вообще вся история права почти совершенно отрешена от основных, нравственно жизненных отношений и состояния последних в различные эпохи. В моем изложении этого предмета я мог сделать лишь самые необходимые указания и намеки. Можно впрочем надеяться, что новейшие изыскания, содействовавшие более глубокому пониманию римских жизненных мотивов, не останутся без влияния и на развитие истории права.
     Каким образом я энциклопедически обработал основные учения гражданского права, покажет само изложение; думаю однако, что посредством более глубокого философски-правового определения, еще столь во многих отношениях спорных понятий об имуществе, собственности и обязательстве, я отчасти способствовал к примирению воззрений римского и немецкого права.
     Что касается учения о государстве, то всякий может убедиться, что в этой энциклопедии обращено большее, нежели в других энциклопедиях внимание на этические общественные отношения, что основные понятия развиты согласно с их самыми важными практическими результатами, и вся наука разделена органически.
     Точно также как в философии права, которой этот труд должен служить дополнением, я стремился этически связать право, не вредя его относительной самостоятельности, со всеми жизненными благами и смотреть на него как на внешнее регулирование этих благ во взаимно обусловливающихся жизненных и оборотных отношениях, так и в этом сочинении я старался, в областях, более доступных обыкновенному изучению права, открыть путь к высшему этическому пониманию права, и тем, на сколько возможно достичь этого посредством права, способствовать к распространению нравственного понимания жизни, в чем преимущественно нуждается наше время.

Гратц 6 Мая, 1855 г.
г. Аренс