Предисловие книги: Право, мораль и государство по учению Иоанна Фридриха Гербарта и его школы / Карасевич П. – М.: Унив. тип. (Катков и Ко), 1871. – 286 с. - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ
 
    В предлагаемом исследовании мы поставили себе задачею изложить учение Иоанна Фр. Гербарта о праве, морали и государстве, проверить его критически и указать тот путь, которого должна держаться этика при объяснении начал права и морали.
     В своем рассуждении мы имели в виду только этику Гербарта; других же дисциплин его касались лишь настолько, на сколько это было необходимо для уразумения его практической философии в тесном смысле слова. Причем, мы не могли ограничиться сочинениями одного Гербарта, которые отличаются неполнотою, отрывочностью, а во многих местах дают лишь одни намеки, но приняли во внимание и труды лучших представителей его школы. Ученики его, впрочем, почти не отступают от принципов его системы, а только дополняют и развивают ее далее.
     Хотя И. Фр. Гербарт принадлежит к числу представителей немецкой философии в текущем столетии и основал даже свою собственную школу, однако замечательно, что он долгое время оставался почти неизвестным в просвещенном обществе и не пользовался вниманием, и симпатиями в мире ученых. Несмотря на то, что его сочинения многочисленны, их обходили или молчанием, или встречали недостойными выходками; вот как например, отозвался об его практической философии Шеллинг: «Молодой человек, вероятно, считающий себя как и многие другие теперь слишком высоким для того, чтобы идти по честному пути Канта и однако неспособный возвыситься до действительно лучшего, бредящий эстетикой, уже возвестил обоснование морали посредством эстетики. При таких успехах, быть может, из Кантовой шутки, брать Евклида в пример всякого тяжелого руководства, и выйдет что-либо серьезное». Или другой критик: «автор выполнил (свою задачу) с большим остроумием и оригинальностью. Но если мы спросим о твердом основании этой системы, если мы поставим то справедливое требование, что всякая философия, а следовательно, и практическая, должна объяснить практическую природу человека, то мы должны сожалеть, что автор потратил свой труд, так как он не установил ни принципа практических суждений, ни принципа независимого от бытия и умножил число несостоятельных систем, возникших из живой потребности знания, но не сопровождаемой критическим исследованием.
     Шталь, который пользовался славой в свое время, в своей истории философии права не упомянул о Гербарте.
     Главной причиной игнорирования его в мире ученых не трудно понять, если вспомнить, какую роль играл идеализм в первой половине нынешнего столетия. Имея таких представителей, как Фихте, Шеллинг, Гегель; все почти тогда находились под их обаянием, Гербарт между тем был их противником, его учение представляло совершенную противоположность крайнему идеализму. Главной ошибкой идеализма Гербарт считал стремление его дать всей философии единый фундамент, который должен быть одним основным положением, одним принципом. Это основное положение - идеалистическое «я», первоначальная форма, лежащая в основании всех отдельных форм и необходимая связь ее с зависящими от нее формами. Всякая речь, говорит Гербарт, о возможности формы прежде, чем познали, и зрело взвесили содержание, есть не более как приготовление к постройке воздушных замков. Философия этим не конструируется, а во всех своих дисциплинах разрушается до основания. Пустые абстракции - в высшей степени опасные бумажные деньги, которые уже привели одну систему к банкротству и, быть может, еще приведут и другие.
     Действительный же фундамент философии - все, что подлежит изысканию. Этот фундамент разнообразен, когда подлежащее исследованию представляет многое отличное, независимое друг от друга; он есть сумма принципов познания, которая может быть настолько велика, насколько является необходимость присоединить к явлениям, которые сами по себе не могут быть мыслимы, реальное лежащее в основании их.
     Таким образом, философское направление Гербарта - по преимуществу реалистическое. Его сочинения не составляют одной цельной, строго замкнутой в себе, философской системы, а представляют сумму отдельных, независимых друг от друга, исследований по различным предметам человеческого знания. Вот почему он часто трактует о приложении, применении одной науки к другой или их соединении, например, математики к психологии, психологии к государственным наукам, а на соединении психологии с этикою основывает политику и педагогию.  И в области богословия Гербарт приобрел себе не мало противников именно тем, что старался освободить философию от влияния теологии. Он убедился из истории, что богословие скорее задерживало и пагубно действовало на философию, чем ей благоприятствовало и помогало; он ясно сознавал, что объект религиозных верований не может быть предметом спекулятивных изысканий, ибо этим путем нельзя дойти до точных результатов. В особенности Гербарт вооружался и вел полемику против тех чисто теоретических понятий, которые иные хотели поставить в основание спекулятивной теологии. Религия, по убеждению Гербарта, будет находиться в постоянной опасности превратиться в самозаблуждение, бред и фанатизм, если не будет проникнута нравственными понятиями. Теология Гербарта, о которой он, впрочем, мало и писал, есть не более как выражение протестантизма в чистом его виде и указывает на стремление мыслителя обосновать ее этикой.
     Гербарт основал свою собственную, самостоятельную школу, которая имеет многочисленных последователей, усердно и ревностно распространявших и распространяющих его учение в университетах и сочинениях. Математик Дробиш в 20-х годах в первый раз познакомил публику с психологией Гербарта и потом сам сделался его ревностнейшим приверженцем. Почти в то же время Грипенкерль, искренний друг Гербарта, проводил его учение первоначально в Геттингене, а потом в Брауншвейге; в последующие десятилетия постоянно расширялся круг Гербатьянцев и большая часть их занимала кафедры, так Стой был в Иене, Аллин - в Галле, Бобрик - в Цюрихе, Реер - в Берлине, Томас и Тауте - в Кенигсберге, Штрюмпель - в Дерпте, Гартенштейн и Дробиш - в Лейпциге. Лейпцигский университет, благодаря двум последним ученикам, сделался притоном Гербартьянцев; отсюда шла главным образом их пропаганда; достаточно упомянуть, что Conversationslexicon Брокгауза все философские статьи написаны в духе Гербартовой философии. Через Экснера, бывшего профессора Пражского университета, учение Гербарта проникло и в Австрию, где в настоящее время наиболее всего Гербартьянцев. С 1861 года последователи Гербарта Циллер и Аллин издают журнал: «Zeitschrift. F. Ex. Phil», имеющей целью популярное изложение философии вообще и Гербартовой в особенности. До сих пор вышло 8 томов и половина 9-го.
     В последнее время Гербартова философия приобретает все более и более приверженцев, все более и более расширяется круг ее друзей, а потому уяснение себе значения Герберта и в области философии права представляет не малый интерес. Тем более еще, что ему отводят почетное место в истории философии права даже его противники; вот как, например, отзывается о нем Им. Герм. Фихте: «Гербарт - мыслитель первого разряда и с ним начинается - со времени Канта в первый раз новое, еще далеко не пережитое направление в философии. Уже по этому одному, не только по остроумию, точности и строю его исследований, он заслуживает самого внимательного рассмотрения». Или Гофман, принадлежащий к Баадерьянской школе: «Практическая философия Гербарта вызывает полнейшее внимание и уважение к характеру ее основателя, которого можно причислить к благороднейшим философам, выступавшим в качестве основателей систем».