Предисловие книги: Юридические и политические основания государственной службы. Государственная служба. Отд. 1 / Нелидов Н. – Ярославль: Тип. Губ. зем. управы, 1874. – 292 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Государственная служба представляет совокупность определенных нормами права отношений, существующих между государством или, точнее, органом государственного начала и теми лицами, которые служат его агентами и проводят в действительную жизнь его волю. Право государственной службы носит на себе двойной характер. С одной стороны, его определения должны иметь в виду интересы и пользы целого общества, потребности той силы, которая регулирует явления общественной жизни, - силы, обыкновенно называемой государственной властью; с другой стороны, нормы, составляющие право государственной службы, не могут пренебрегать и интересами служащих, как частных лиц, для которых служебная деятельность есть источник средств к существованию. Этим различием точек зрения, присущим всякому положительному праву государственной службы, обусловливается и то, что учение о ней распадается на два отдела: первый из них обнимает те явления государственной жизни, которые относятся к удовлетворению потребности государства в агентах или должностных лицах. Потребность эта удовлетворяется посредством выбора из среды общества отдельных лиц для службы государству; а так как эти лица предназначаются отправлять определенные функции, выполнение которых составляет задачу той или другой должности, то весь вопрос о выборе служащих сводится к способам замещения должностей. Способы эти могут быть различны, и дело науки оценить их относительные достоинства и недостатки, то влияние, которое оказывают они на осуществление идеи прогрессивного развития общества и на возможность выполнения государственным началом его назначения. Не всегда, однако, от воли законодателя зависит принять ту или другую систему замещения должностей: разнообразные социальные условия, вырабатываемые историей народа, в большей части случаев предрешают вопрос и определяют необходимость такого именно, а не другого способа избрания служащих лиц. На этом основании наука тогда только может произнести правильное и беспристрастное суждение о различных способах замещения должностей, когда будет уяснен процесс постепенного их возникновения и применения, по крайней мере, у главнейших образованных народов. Учение о государственной службе должно, конечно, представлять стройную систему понятий, но во всякой научной системе на первом плане должно стоять раскрытие и определение основного понятия. В занимающем нас вопросе такое значение имеет понятие государственной службы. Во второй отдел учения о государственной службе входит научное изложение тех норм, которыми определяется частное право служащих лиц на их профессию как источник средств к их существованию. Избрав предметом изучения институт государственной службы и ограничив пока задачу моего исследования первым отделом целого учения, я должен был обратить внимание на указанные здесь существенные пункты изучаемого вопроса, т.е. на исследование понятия государственной службы, историческое развитие способов замещения должностей и оценку их. Цель моего труда заключается главным образом в установлении понятий, относящихся к первому отделу учения о государственной службе, стало быть, цель эта теоретическая. Исторические факты нужны здесь только для освещения теоретических принципов и уяснения начал, действующих по отношению к государственной службе в современной жизни. Потому, в силу постановленной себе задачи, я не мог в исторической части своего сочинения взяться за громадное предприятие самостоятельной разработки по источникам истории государственной службы и должен был пользоваться известными как в западноевропейской, так и в нашей литературе трудами историков права. Что касается до истории русской государственной службы, то хотя она до сих пор не сделалась еще предметом специального исследования, однако такие почтенные труды, как сочинения гг. Чичерина, Кавелина, Дмитриева, Сергеевича, Градовского, Романовича-Славатинского и некоторые другие, дают возможность изучающему теоретическую сторону государственной службы составить себе довольно ясное понятие о характер ее исторического развития в России, а это только и нужно было для моей цели.