Предисловие книги: Административные и полицейские учреждения Франции, Австрии и Пруссии. Ч. 1: Франция; Ч. 2: Австрия; Ч. 3: Германия. Ч. 1-3 / Фриш В.Э. – С.-Пб.: Гос. Тип., 1905. – 554 с. - репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ

Отчет по поездке Члена Совета Министра Внутренних Дел В.Э. Фриша в Германию, Францию и Австрию для ознакомления с административными и полицейскими учреждениями означенных государств.

     Председатель Высочайше учрежденного Особого Совещания по пересмотру установленных для охраны государственного порядка исключительных законоположений Генерал-Адъютант Граф А.П. Игнатьев поручил мне принять на себя труд изучения на местах по приложенной особой программе некоторых вопросов, касающихся охраны государственного и общественного порядка в Германии, Франции и Австрии, преимущественно с практической стороны, и результат этих исследований представить Высочайше учрежденному Особому Совещанию.
     Предметы, изложенные в программе этой, сводятся к выяснению, каким образом по законодательствам западно-европейских государств разрешаются следующие, возникающие по поводу пересмотра узаконений об охране, вопросы:
     1) о предоставлении административной власти, в частности органам полиции, налагать взыскания за нарушение известного рода обязательных постановлений или полицейских предписаний.
     При этом, между прочим, надлежало бы обратить внимание на то, каким способом достигается правильное разграничение компетенций административной и судебной властей по рассмотрению дел указанного рода;
     2) о предоставлении администрации в некоторых случаях, в ограждение общественной безопасности, прекращать собственной властью пользование известными предметами, напр., закрыть театр, изъять из обращения общественный экипаж и т.п. впредь до исправления усмотренной неисправности.
     К той же категории полномочий относится отобрание, временно, в известных случаях, свидетельств на право торговли, патентов, жестянок и т.п.;
     3) об исполнении административной властью, в нетерпящих отлагательства случаях, некоторых действий за счет лиц, не подчиняющихся требованиям администрации или постановлениям суда, напр., относительно сломки ветхого здания, починки провала на мостовой, вывозки нечистот и т.п.;
     4) о предоставлении административной власти права, при известных обстоятельствах, в качестве меры предупредительной, напр., при ожидании народных волнений, временно заключать под стражу лиц, оставление коих на свободе может представляться опасным;
     5) о предварительном задержании, во время производства розысков, лиц, подозреваемых в прикосновенности как к общеуголовным, так и к политическим преступлениям;
     6) об административной высылке, в форме: как принуждения жить в определенном месте, так и воспрещения жить в определенном месте.
     При этом надлежало бы остановиться в частности на том, может ли такая высылка применяться только к лицам, приговоренным по судебному решению к известного рода наказаниям, или же и к лицам, неопороченным по суду;
     7) о полицейском надзоре, в качестве дополнения к некоторым, налагаемым судом, наказаниям или самостоятельной меры воздействия.
     При этом надлежало бы выяснить, может ли гласный надзор быть назначен только судом или же и административной властью;
     8) о порядке закрытия союзов и обществ, деятельность коих представляется опасной для порядка и спокойствия, а равно собраний, сборищ и сходок, нарушающих порядок и спокойствие;
     9) о контроле административной власти над замещением должностей по государственной и общественной службе и, в частности, о праве требовать увольнения лиц, состояние коих на службе признается вредным;
     10) о надзоре за передвижением населения, удостоверении личности, видах на жительство, заявлениях о прибывающих, выбывающих, надзоре за меблированными комнатами и гостиницами;
     11) о надзоре за классами населения, опасными для порядка и спокойствия: нищими, бродягами, хулиганами, лицами, бывшими под судом или пользующимися дурною славою;
     12) о надзоре за разного рода агентствами, конторами, разносчиками, рабочими, прислугой, а также за расклейкой объявлений;
     13) о надзоре за хранением и ношением оружия;
     14) о содействии, оказываемом полиции со стороны обывателей: дворники;
     15) о призыве войск для содействия полиции и восстановлении порядка.
     По всем указанным вопросам было бы желательно, помимо законодательных данных, получить главным образом сведения о способах практического их разрешения, как при нормальном течении жизни, так и при действии исключительных законоположений, а равно о результатах, которые при этом достигаются.
     Было бы также необходимо установить, какого рода нарушения порядка и спокойствия почитаются достаточными основаниями для введения в действие исключительных положений, часто ли такие положения вводятся в действие и в течение какого срока они обыкновенно действуют.
     В заключение было бы желательно выяснить, принимают ли и в какой форме правительства западных государств меры административного характера для борьбы с отдельными лицами или группами лиц, проявляющих опасные для общественного спокойствия противогосударственные или противоправительственные стремления, которые не могут, однако, дать основания для привлечения их к судебной ответственности.
     Во исполнение поручения этого я посетил Берлин, Париж и Вену и должен был познакомиться как с организацией административных, полицейских и общественных органов, так и с законами, распоряжениями, циркулярами, на основании коих правительства западноевропейских государств поддерживают у себя государственный и общественный порядок.
     В виду этого в отчете, для большей ясности, я буду сперва излагать организацию всех административных учреждений государств, предметы их ведомства, круг деятельности, штаты и состав служащих, засим уже буду, кратким изложением подлежащих законоположений и правительственных распоряжений, давать ответы на поставленные мне вышеозначенной программой вопросы.
     Первый отдел - Франция, второй отдел - Австрия и третий-Германия (т.е. собственно Пруссия).