Предисловие книги: Обзор бюджетного законодательства России за 1862 – 1890 годы. – С.-Пб.: Гос. канцелярия, 1891. – 870 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Настоящий труд, исполненный Делопроизводителем Государственной Канцелярии М.П. Кашкаровым, заключает в себе материалы для истории последовавшего в 1862 г. преобразования нашей государственной отчетности по системе финансовых смет, и затем подробное изложение как всех законоположений, изменивших или дополнивших Высочайше утвержденные, 22 мая 1862 г., сметные правила, так и всех изменений, происшедших со времени издания этих правил в форме и во внутреннем содержании нашего государственного бюджета.
     Сообразно с этим, заключающиеся в настоящей книге материалы разделены на следующие 8 главных отделов: отдел первый, обнимающий собой первые две главы, посвящен изложению трудов В.А. Татаринова по изучению иностранных систем отчетности, истории учреждения высшей и Специальной контрольных комиссий, изложению трудов этих комиссий по составлению проектов сметных правил и форм, замечаний, вызванных этими проектами со стороны различных ведомств и, наконец, изложению суждений, бывших при рассмотрении законопроекта о преобразовании нашей бюджетной системы в Государственном Совете. Отдел второй (главы III, IV, V) заключает в себе общее обозрение Государственных росписей за время 1863-1890 гг., содержит краткие указания на изменения, происшедшие как в форме, так и во внутреннем содержании этих росписей (подробному изложению которых посвящены последующие отделы), общие численные результаты этих росписей, указаний на источники, которыми предполагалось покрывать дефициты, когда таковые представлялись, подробные сведения о различных вносившихся в Росписи особых фондах, таблицу действительного исполнения упомянутых Росписей и, наконец, постановления, касающиеся обнародования нашего бюджета. Отдел третий (глава VI) содержит в себе подробное изложение законоположений, изменявших формы бюджета, а именно законоположений относительно исключения из Росписей и сет копеек и дробей копейки, рубрик, в которых исчислялись издержки взимания и графы временных и экстраординарных расходов. Отдел четвертый, обнимающий собой главы VII-XI, посвящен изложению изменений, происшедших со времени введения новой сметной системы, во внутреннем содержании нашего бюджета. Так он содержит в себе изложение финансовых отношений Царства Польского к Империи с начала нынешнего столетия, обзор законоположений относительно издания временных для Царства сметных правил и слияния его бюджета с Государственной Росписью, распространения сметных правил на Закавказский край, присоединения государственного земского сбора к суммам государственного казначейства и, наконец, изложение постановлений и ликвидации бывших Кредитный Установлений. Отдел пятый (главы XII, XIII, XIV и XV) содержит в себе изложение постановлений о сроках представления смет, замечаний на них и объяснений на эти замечания в Государственный Совет, о передвижении кредитов из одних подразделений в другие и о сроках заключения смет. Отдел шестой (главы XVI, XVII, XVIII и XIX) обнимает постановления, касающиеся авансовых кредитов, расходов на удовлетворение кредиторов казны по заключенным сметам и кредитов сверхсметных. Отдел седьмой (глава ХХ) посвящен законоположениям, установлявшим нормальные бюджеты. Наконец отдел восьмой (главы XXI, XXII, XXIII и XXIV) посвящен отчетам Министерства финансов и государственного контроля. Он содержит в себе подробную историю постепенного совершенствования этих отчетов, мер, принимавшиеся к сближению их показаний по однородным суммам и, наконец, таблицы, необходимы как для полного и всестороннего обозрения общих численных результатов, заключающихся в отчетах Государственного контроля Министерства финансов за 1868-1888 гг., так и той последовательности, в которой происходило согласование отчетов обоих ведомств по однородным суммам. К отделу этому приложена глава о финансовых отчетах в иностранных государствах, заключающая, между прочим, сопоставление этих отчетов с нашими в отношении объема и группировки заключающихся в них данных.
     В приложениях помещены некоторые позднейшие законоположения, которые не успели попасть в соответствующие главы, как, напр., закон 22 января 1891 г. об авансовых кредитах, сведения о Росписи на 1891 г. и отчетах за 1889 г. и др.
     Материалы для составления настоящего труда почерпнуты, главным образом, в подлинных делах Государственного Совета (а для глав VII, VIII и IX и в делах Комитетов: Кавказского и по делам Царства Польского и Собственной Его Императорского Величества Канцелярии по делам Царства Польского) и частью в делах некоторых министерств и в официальных изданиях.
     Что касается до системы, в которой эти материалы сгруппированы, то, как явствует из сейчас изложенного, система эта обуславливается сущностью самого дела, прежде всего, изложены материалы для истории издания действующих сметных правил, затем представляется общее обозрение составленных согласно этим правилам Росписей и, наконец, законоположения, изменившие или дополнившие эти правила, излагаются в хронологическом порядке, по предметам, т.е. сначала те, которые касаются составления, затем рассмотрения и утверждения и, наконец, исполнения бюджета.
     В частностях цельность этой системы приходилось, однако, нарушать, так как весьма многие постановления относятся одновременно до разных отделов сметных правил и при связи мотивов, которые послужили к их изданию, и совершенной вследствие того невозможности излагать их отдельно, необходимо было приурочить их к тому или другому отделу; при этом, однако, везде соблюдено правило, чтобы каждый отдел заключал все относящиеся до его предмета поставления и потому, если какое-нибудь законоположение изложено в каком-нибудь отделе вкратце, без подробностей, то везде помещены указания, где можно найти эти подробности и обратно.
     Переходя к подробностям, касающимся объема, приемов изложения и группировки заключающихся в настоящем труде данных, следует, прежде всего упомянуть о труде извлечения этих данных из имевшихся в распоряжении составителя документов.
     Задавшись целью собрать, сгруппировать и изложить все постановления Государственного совета, относящиеся до бюджета, начиная с 1863 г., необходимо было изучить и сделать выборки не только из всех дел по сметам, но и пересмотреть все журналы департамента экономии по сметной части за это время, так 4ак нередко в деле об отпуске какой-нибудь суммы можно было встретить разрешение принципиального вопроса и так как, независимо от изложения законоположений. Касавшихся бюджета, при составлении настоящего туда, имелось в виду указать, где возможно, на практиковавшиеся в департаменте экономии приемы разрешения той или другой категории дел и на обстоятельства, обусловливавшие изменение этих приемов.
     Результат изучения упомянутых материалов и составления из них извлечений представился первоначально в виде массы отдельных постановлений, фактов, статистических данных, не представлявших между собой связи и последовательности. Приведение этого сырого материала в систему потребовало изучения новых дел, составления новых извлечений, причем нередко факты, казавшиеся первоначально незначительными оказывались весьма существенными и наоборот. При этом весьма часто возникали вопросы о том, необходимо ли включить в изложение ту или другую подробность, то или другое соображение. Вопросы эти при составлении настоящего труда в большинстве случаев из опасения неполноты и неясности изложения, разрешались в положительном смысле, причем ко всем тем главам, при чтении которых по обширности и сложности предмета, может представиться малейшее затруднение ориентироваться в подробностях, приложен конспект их содержания, дающий возможность окинуть беглым взглядом сущность и последовательность изложенных в них фактов и постановлений.
     Независимо от подробностей, относящихся прямо до излагаемого предмета, в настоящем труде можно встретить численные таблицы, помещенные как с целью выяснения знания той или другой меры, так и вообще заключающие в себе данные, могущие служить ответом на тот или другой вопрос, представляющиеся при изучении нашего бюджетного законодательства.