Предисловие книги: О лесоохранении по русскому праву / Ведров С. – С.-Пб.: Тип. В. Безобразова и Ко, 1878. – 232 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     История лесного законодательства, как в западной Европе, так и у нас в России представляет значительные колебания, зависящие от перемены воззрений по этому вопросу в науке и в жизни. От строгих постановлений законодательств XVIII века внезапно переходили к полной свободе частного лесовладения, чтобы затем снова обратиться к системе умеренного охранения лесов путем закона. В этих быстрых, часто случайных, переходах в законодательствах различных государств от системы лесной регалии к признанию и освобождению частного лесовладения от всякого правительственного надзора трудно иногда заметить определенную историческую последовательность. Тем не менее при общем взгляде на судьбы лесовладения в главных государствах Западной Европы и на историческое развитие лесного законодательства в России, как мы старались представить в нашем исследовании, можно уловить некоторые характеристичные черты отношения закона к лесам вообще в те или другие эпохи государственной жизни. Рассматривая историко-генетическое развитие лесоохранения в нашем праве и сопоставляя некоторые фазисы этого развития с подобными же моментами в истории лесоохранения в некоторых западных государствах, преимущественно во Франции и в Германии, где вопрос этот получил особенно успешное разрешение, мы желали выяснить влияние однородных воззрений, вызвавших одинаковое отношение закона к лесохозяйству как на Западе, так и у нас. В период допетровский в России начало лишь образовываться понятие права лесной собственности, достигшее к концу этого периода значительного развития, выразившегося в законодательном признании и охранении не только прав собственности на лес, но и разнообразных прав сервисных. Законодательство в этот период относится безразлично к лесам, только изредка требуя безвозмездного пользования лесами, в чьем бы владении они не находились, для служилых людей, подчиняя в этом случае леса общему воззрению московского правительства на личность и имущество подданных.
     С Петра Великого наше законодательство вступает в период крайне сурового лесоохранения, продолжавшегося, однако, весьма не долго и сделавшегося вскоре еще до смерти Петра более умеренным. Этот период строгого полицейского охранения с различными послаблениями, зависящими от изменяющихся воззрений у последующего правительства, продолжался до 1782 года, когда Екатерина II под влиянием преимущественно новых начал, выработавших на Западе, освободила частные леса от всякого государственного наблюдения. Подобное отношение законодательства к лесоохранению замечается и на западе, где, напр., во Франции был сделан в эпоху великой революции еще более резкий переход от охранения лесов к продаже лесов государственных и к полному освобождению частного лесохозяйства от всякого контроля.
     К более умеренным началам современного лесоохранения большинство западных государств пришло лишь при уменьшении площади лесов, когда особенно тяжело дали себя чувствовать, помимо дороговизны древесного материала, различные неблагоприятные климатические перемены, зависящие от истребления лесов. Недостаток в лесах, сокращение их площади, значительно облегчившее сбережение леса, являются обыкновенно и главными причинами возникновения в законодательстве рационального лесоохранения. Чем более общая площадь лесов в государстве и при том, чем эта площадь менее известна, тем труднее введение правильного лесоохранения. Это затруднение, устраненное в большей части западных государств, где, как напр. в Германии, все леса прекрасно размежеваны, описаны и устроены, где существует такое изобилие специалистов, что даже не все из них могут получить занятие, до настоящего времени служит важнейшим препятствием для правильного устройства лесоохранения в России.
     Недостаток специалистов для описания и устройства обширных лесов нашего отечества, издавна болезненно отзывавшийся на русском лесном законодательстве, парализует и в настоящее время все попытки введения в России лесоохранения на западных началах; в этом случае особенно поражает неравномерность распределения лесов в России, делающая для некоторых частей ее неприменимыми те самые условия, которые признаются необходимыми для других менее изобилующих лесом местностей. Стараясь выяснить, посредством исторического исследования нашего лесного законодательства, причины современного положения дел и условия, могущие оказать влияния на будущее лесоохранительное законодательство, мы постоянно встречали указания на неуспех правительственных мероприятий в деле сбережения лесов, вследствие отсутствия ученых специалистов, могущих провести в жизнь и осуществить на практике законодательные положения.
     Каково бы ни было направление лесного законодательства: желание ли обеспечить материал для кораблестроения и предупредить дороговизну леса вообще или стремление извлечь наибольший финансовый доход из лесов казенных, оно всегда было затруднено в своем осуществлении недостатком специально образованных лесничих. Современная деятельность Министерства Гос. Имущ., в руках которого сосредоточены, как все управление лесами казенными, так и забота о лесах вообще, выражающаяся в желании создать одновременно или даже прежде окончательного решения вопроса о законодательном лесоохранении средства для обеспечения возможности иметь достаточное число специалистов, находит себе потому полное историческое оправдание. В нашем исследовании мы желали после краткого обзора современной постановки вопроса о лесоохранении в западно-европейских законодательствах и в литературе предмета, выяснить исторические судьбы лесовладения и лесоохранения в России, причем особенно останавливались на преобразованиях петровского и екатерининского времен, играющих столь важную роль в нашей истории. В последней главе нашего труда, делая краткий вывод из предыдущего, мы старались выяснить, как условия возможности введения лесоохранения в России, так и степень применимости мер, предложенных в недавно составленных двух проектах закона о сбережении лесов, имеющих государственное значение. Для успешности однако предполагаемой реформы необходимо принять меры к получению достаточного количества специалистов, без содействия которых и лучший закон рискует остаться мертвою буквою.