Предисловие книги: Вопрос о преподавании права в русской печати в 1901 г. / Казанский П., проф. – Одесса: "Экон." тип., 1903. – 308 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ
 
     1901 год останется надолго памятным в истории русских университетов, благодаря тому необычайно живому разностороннему и глубокому обсуждению, которому были подвергнуты в это время в русской печати, в советах университетов и т.д. все явления университетского строя и университетской деятельности. При этом между взглядами, которые самостоятельно высказывались разными лицами и в разных случаях, постоянно замечалось удивительное, неожиданное для многих согласие. Русское общество, видимо, настолько созрело, что не только сознает великое значение университетов для народной и государственной жизни, но и иметь более или менее определенные воззрения на то, что и как должны  они представлять собою? Это дает нам право с уверенностью и спокойствием смотреть вперед. Как бы ни были трудны обстоятельства и как бы запутаны ни оказались отношения, которые могут выпасть на долю наших высших школ, мы сумеем, очевидно, преодолеть их, как преодолели всякие иные испытания в других областях государственной и общественной жизни Империи.
     Коснулось это движение и юридических факультетов; оно затронуло их даже более чем остальные факультеты. Оно выдвинуло именно на обсуждение, помимо общих университетских вопросов, также самый больной вопрос юридических факультетов, вопрос о постановке преподавания права. Неудовлетворительность существовавшего до последнего времени порядка постоянно вызывала с разных сторон нападки на эти факультеты. Действительно, все остальные факультеты, - одни ранее, другие позже, - преобразовали свое традиционное, доставшееся от Средних Веков преподавание, согласовав его с современным уровнем знания и с чрезвычайно большими требованиями, которые ныне предъявляются к университетам обществом и государством. Юридический факультет оставался до последнего времени сравнительно мало затронутым общим подъемом образовательного призвания университетов. Но пришла пора и ему подумать о более широкой и научной постановке преподавания. Уже спрашивали: «Быть или не быть юридическим факультетам?» Указывали на то, что экстерны, не учившиеся на юридических факультетах, сдают в государственных комиссиях экзамены не хуже студентов, на образование которых государство тратит такие громадные средства. Для того чтобы быть - факультеты должны были расширить, углубить и одухотворить учебное дело, согласовать его с выросшими, ставшими гораздо более серьезными, разносторонними и глубокими требованиями жизни, возвысить свое учебно-научное значение. И за последние годы они решительно приступили к этому. Не надо никогда забывать, что юридические факультеты также являются частями великого целого - universitas literarum.
     Понятно, поэтому, что стоило громко заговорить о необходимости реформы преподавания на юридических факультетах, чтобы вызывать целое движение в русской печати… Значение последнего чрезвычайно увеличилось в особенности тем, что вопросом заинтересовались и в официальных сферах и предприняли изучение его в порядке должных опросов, совещаний и пр. Оставляя совершенно в стороне, - как я это делал и раньше, - эту вторую, весьма важную половину дела, попробуем подвести итог тем мнением, которые высказывались в русской печати в 1901 г. относительно постановки преподавания на юридических факультетах. При этом будем иметь в виду не только статьи, непосредственно посвященные этому вопросу, но и статьи об университетском преподавании вообще, потому именно, что весь вопрос об этом последнем обсуждался постоянно, главным образом, в виду состояния дела на юридических факультетах.
     Мы остановимся только на том, что говорилось в 1901 г. относительно современного положения дела в русских университетах. Данные по истории можно найти в трудах других лиц, занимавшихся тем же вопросом, а отчасти и в нашей первой брошюре. Причем вопросы образования, нередко еще более важные и сложные, чем вопросы собственно преподавания, оставим пока также в стороне. Поэтому мы не будем излагать содержания многих весьма примечательных трудов, разобрать которые поставили бы своей обязанностью при других условиях, например, работы покойного К.П. Яновского, Мысли о воспитании и обучении. Спб. 1900. Мы оставим также в стороне и то, как тот же самый вопрос обсуждался и обсуждается в Германии и вообще на Западе. Все это прекрасно освещено в статьях академика Ив.Ив. Янжуля, проф. В.В. Есипова, г. Д. Бородина и особенно проф. С.И. Живаго. Прошлое и настоящее германских юридических факультетов рисуется в статьях этих лиц совершенно в том же духе, как и известное нам состояние русских юридических факультетов, а предлагаемые улучшения действующего у нас порядка в значительной мере вдохновляются, как известно, теми преобразованиями, которые уже отчасти произошли, хотя и очень недавно, в Германии. Не мешает, однако, оговориться, что и наше настоящее быстро становится прошедшим, благодаря тем решительным мерам, которые были приняты всеми русскими юридическими факультетами к расширению приемов преподавания, к введению рядом с чтением лекций
- практических занятий и к замене, таким образом, лекционной системы - системой сложной.
     Мне казалось полезным собрать воедино высказывавшиеся разными лицами мнения и сохранить их для будущего в одном сборнике. Без этого большинство из них затерялось бы, несомненно, в бесчисленных номерах разных повременных изданий. Даже для меня было крайне трудно найти некоторые статьи. Между тем в них высказано много важного и интересного, подано много ценных советов и указаний. Во всяком случае, нельзя не отнестись с величайшим уважением к труду, который, совершенно добровольно, приняли на себя при этом разные люди, и к горячей любви к делу русского народного просвещения, которую многие обнаружили. Кроме того, мне казалось вообще интересным оставить на память будущим поколениям возможно полную картину того, как в русской печати велась борьба за и против расширения факультетского преподавания. Она представляет собой интересный эпизод не только из истории наших университетов, но и из истории современной русской образованности вообще. Подобные своды разных отзывов и мнений были бы полезны, думается, и относительно многих других вопросов, подвергавшихся общему обсуждению в нашей повременной печати. Наша печать заслуживает большого внимания, чем-то, которое к ней обыкновенно проявляют.
      Знакомство со статьями и книжками 1901 г. оставляет бодрое и светлое впечатление. Просматривая снова все, что было мною постепенно отложено для этой брошюры, я с удовольствием вижу, что и по этому вопросу между мнениями разных лиц гораздо более общего, чем можно было ожидать. Причем это касается не только общих оснований всего дела, но и отдельных его подробностей.
     Вопрос о возрождении юридических факультетов представляет общее дело и всех следует выслушать с известной долей внимания. Разрешен он, может быть, как мы уже не раз замечали, лишь постепенно, путем коллективного труда, путем обмена мнений между сведущими лицами, работой целого ряда ученых и учителей права. Предлагаемая книжка есть, поэтому, скорее сборник мнений разных лиц, чем цельное исследование. Конечно, в виду такого содержания ее, имеются некоторые отрывочные изложения и несоответствие в размерах отдельных ее частей. Это не может особенно повредить ее интересу и значению. Разные мнения мы располагаем приблизительно в том порядке вопросов, который был принят в брошюре: «К вопросу о постановке преподавания на юридических факультетах». Отдельные мысли приводятся подлинными словами авторов. Курсив всюду наш. Мы внимательно следили за всем, что появлялось по интересующему нас уже более 10 лет вопросу, и старались собрать все более, или менее важное. Конечно, мы не могли сгруппировать, безусловно, всего, но тот материал, который представляется читателю в этой книжке, должен дать, как мне кажется, достаточно полное понятие о мнениях, высказывавшихся с разных сторон. В обсуждении вопроса приняли участие многие, весьма видные, лица из научных и журнальных сил. Отозвались не только крупные органы печати, но и разные провинциальные издания. Рядом со статьями появились и отдельные книжки. Я стараюсь приводить мнения отдельных лиц возможно полнее. Особенно обширны ссылки на работы профессоров Виноградова, Живаго, Симоненко, Янжула. Но, все-таки, нередко нельзя было привести их мысли так полно, как бы следовало, и поэтому я не могу достаточно рекомендовать непосредственное знакомство с их трудами.
     Своих собственных воззрений я, по возможности, уже не буду подробно развивать, тем более что многие из писавших, со ссылками или без ссылок, перефразируют, а то и прямо буквально повторяют мои положения. Я оставлю также, насколько возможно, в стороне, как было уже замечено, полемику, которая велась собственно против разных подробностей предлагаемой реформы, даже те случаи, когда они были, совершенно ложно истолкованы и искажены. Лица, которые с таким необычайным старанием пытались, во что бы то ни стало, представить в неверном свете содержание моей книги, по-видимому, вполне удовлетворились нравоучением, которое пришлось дать им год назад в соответствующих местах. Нам близко одно желание - поддержать при помощи этого сборника движение в пользу возрождения преподавания на юридических факультетах.