ПРЕДИСЛОВИЕ
 
     1901 год  останется надолго памятным в истории русских университетов, благодаря тому  необычайно живому разностороннему и глубокому обсуждению, которому были  подвергнуты в это время в русской печати, в советах университетов и т.д. все  явления университетского строя и университетской деятельности. При этом между  взглядами, которые самостоятельно высказывались разными лицами и в разных  случаях, постоянно замечалось удивительное, неожиданное для многих согласие.  Русское общество, видимо, настолько созрело, что не только сознает великое  значение университетов для народной и государственной жизни, но и иметь более  или менее определенные воззрения на то, что и как должны  они представлять собою? Это дает нам право с  уверенностью и спокойствием смотреть вперед. Как бы ни были трудны  обстоятельства и как бы запутаны ни оказались отношения, которые могут выпасть  на долю наших высших школ, мы сумеем, очевидно, преодолеть их, как преодолели  всякие иные испытания в других областях государственной и общественной жизни  Империи.
     Коснулось это  движение и юридических факультетов; оно затронуло их даже более чем остальные  факультеты. Оно выдвинуло именно на обсуждение, помимо общих университетских  вопросов, также самый больной вопрос юридических факультетов, вопрос о  постановке преподавания права. Неудовлетворительность существовавшего до  последнего времени порядка постоянно вызывала с разных сторон нападки на эти  факультеты. Действительно, все остальные факультеты, - одни ранее, другие  позже, - преобразовали свое традиционное, доставшееся от Средних Веков  преподавание, согласовав его с современным уровнем знания и с чрезвычайно  большими требованиями, которые ныне предъявляются к университетам обществом и  государством. Юридический факультет оставался до последнего времени  сравнительно мало затронутым общим подъемом образовательного призвания  университетов. Но пришла пора и ему подумать о более широкой и научной  постановке преподавания. Уже спрашивали: «Быть или не быть юридическим  факультетам?» Указывали на то, что экстерны, не учившиеся на юридических  факультетах, сдают в государственных комиссиях экзамены не хуже студентов, на  образование которых государство тратит такие громадные средства. Для того чтобы  быть - факультеты должны были расширить, углубить и одухотворить учебное дело,  согласовать его с выросшими, ставшими гораздо более серьезными, разносторонними  и глубокими требованиями жизни, возвысить свое учебно-научное значение. И за  последние годы они решительно приступили к этому. Не надо никогда забывать, что  юридические факультеты также являются частями великого целого - universitas literarum.
     Понятно,  поэтому, что стоило громко заговорить о необходимости реформы преподавания на  юридических факультетах, чтобы вызывать целое движение в русской печати… Значение  последнего чрезвычайно увеличилось в особенности тем, что вопросом  заинтересовались и в официальных сферах и предприняли изучение его в порядке  должных опросов, совещаний и пр. Оставляя совершенно в стороне, - как я это  делал и раньше, - эту вторую, весьма важную половину дела, попробуем подвести  итог тем мнением, которые высказывались в русской печати в 1901 г. относительно  постановки преподавания на юридических факультетах. При этом будем иметь в виду  не только статьи, непосредственно посвященные этому вопросу, но и статьи об  университетском преподавании вообще, потому именно, что весь вопрос об этом  последнем обсуждался постоянно, главным образом, в виду состояния дела на  юридических факультетах.
     Мы остановимся  только на том, что говорилось в 1901 г. относительно современного положения  дела в русских университетах. Данные по истории можно найти в трудах других  лиц, занимавшихся тем же вопросом, а отчасти и в нашей первой брошюре. Причем  вопросы образования, нередко еще более важные и сложные, чем вопросы собственно  преподавания, оставим пока также в стороне. Поэтому мы не будем излагать  содержания многих весьма примечательных трудов, разобрать которые поставили бы  своей обязанностью при других условиях, например, работы покойного К.П. Яновского,  Мысли о воспитании и обучении. Спб. 1900. Мы оставим также в стороне и то, как  тот же самый вопрос обсуждался и обсуждается в Германии и вообще на Западе. Все  это прекрасно освещено в статьях академика Ив.Ив. Янжуля, проф. В.В. Есипова,  г. Д. Бородина и особенно проф. С.И. Живаго. Прошлое и настоящее германских  юридических факультетов рисуется в статьях этих лиц совершенно в том же духе,  как и известное нам состояние русских юридических факультетов, а предлагаемые  улучшения действующего у нас порядка в значительной мере вдохновляются, как  известно, теми преобразованиями, которые уже отчасти произошли, хотя и очень  недавно, в Германии. Не мешает, однако, оговориться, что и наше настоящее  быстро становится прошедшим, благодаря тем решительным мерам, которые были  приняты всеми русскими юридическими факультетами к расширению приемов  преподавания, к введению рядом с чтением лекций
- практических занятий и к замене, таким образом, лекционной  системы - системой сложной.
     Мне казалось  полезным собрать воедино высказывавшиеся разными лицами мнения и сохранить их  для будущего в одном сборнике. Без этого большинство из них затерялось бы,  несомненно, в бесчисленных номерах разных повременных изданий. Даже для меня  было крайне трудно найти некоторые статьи. Между тем в них высказано много  важного и интересного, подано много ценных советов и указаний. Во всяком  случае, нельзя не отнестись с величайшим уважением к труду, который, совершенно  добровольно, приняли на себя при этом разные люди, и к горячей любви к делу  русского народного просвещения, которую многие обнаружили. Кроме того, мне  казалось вообще интересным оставить на память будущим поколениям возможно  полную картину того, как в русской печати велась борьба за и против расширения  факультетского преподавания. Она представляет собой интересный эпизод не только  из истории наших университетов, но и из истории современной русской  образованности вообще. Подобные своды разных отзывов и мнений были бы полезны,  думается, и относительно многих других вопросов, подвергавшихся общему  обсуждению в нашей повременной печати. Наша печать заслуживает большого  внимания, чем-то, которое к ней обыкновенно проявляют.
      Знакомство со статьями и книжками 1901 г.  оставляет бодрое и светлое впечатление. Просматривая снова все, что было мною  постепенно отложено для этой брошюры, я с удовольствием вижу, что и по этому  вопросу между мнениями разных лиц гораздо более общего, чем можно было ожидать.  Причем это касается не только общих оснований всего дела, но и отдельных его  подробностей.
     Вопрос о  возрождении юридических факультетов представляет общее дело и всех следует выслушать  с известной долей внимания. Разрешен он, может быть, как мы уже не раз  замечали, лишь постепенно, путем коллективного труда, путем обмена мнений между  сведущими лицами, работой целого ряда ученых и учителей права. Предлагаемая  книжка есть, поэтому, скорее сборник мнений разных лиц, чем цельное исследование.  Конечно, в виду такого содержания ее, имеются некоторые отрывочные изложения и  несоответствие в размерах отдельных ее частей. Это не может особенно повредить  ее интересу и значению. Разные мнения мы располагаем приблизительно в том  порядке вопросов, который был принят в брошюре: «К вопросу о постановке  преподавания на юридических факультетах». Отдельные мысли приводятся подлинными  словами авторов. Курсив всюду наш. Мы внимательно следили за всем, что  появлялось по интересующему нас уже более 10 лет вопросу, и старались собрать  все более, или менее важное. Конечно, мы не могли сгруппировать, безусловно,  всего, но тот материал, который представляется читателю в этой книжке, должен  дать, как мне кажется, достаточно полное понятие о мнениях, высказывавшихся с  разных сторон. В обсуждении вопроса приняли участие многие, весьма видные, лица  из научных и журнальных сил. Отозвались не только крупные органы печати, но и  разные провинциальные издания. Рядом со статьями появились и отдельные книжки. Я  стараюсь приводить мнения отдельных лиц возможно полнее. Особенно обширны ссылки  на работы профессоров Виноградова, Живаго, Симоненко, Янжула. Но, все-таки,  нередко нельзя было привести их мысли так полно, как бы следовало, и поэтому я  не могу достаточно рекомендовать непосредственное знакомство с их трудами.
     Своих  собственных воззрений я, по возможности, уже не буду подробно развивать, тем  более что многие из писавших, со ссылками или без ссылок, перефразируют, а то и  прямо буквально повторяют мои положения. Я оставлю также, насколько возможно, в  стороне, как было уже замечено, полемику, которая велась собственно против  разных подробностей предлагаемой реформы, даже те случаи, когда они были,  совершенно ложно истолкованы и искажены. Лица, которые с таким необычайным  старанием пытались, во что бы то ни стало, представить в неверном свете  содержание моей книги, по-видимому, вполне удовлетворились нравоучением,  которое пришлось дать им год назад в соответствующих местах. Нам близко одно  желание - поддержать при помощи этого сборника движение в пользу возрождения  преподавания на юридических факультетах.