Предисловие книги: Евреи в общей школе: К истории законодательства и правительственной политики в области еврейского вопроса / Познер С.В. – С.-Пб.: Разум, 1914. – 379 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Откройте Свод законов, последнее издание его, и в ст. 787 Зак. о Сост., вы прочтете: «дети евреев могут быть принимаемы и обучаемы, без всякого различия от других детей, в общих казенных учебных заведениях» и дальше в той же статье: «обучение детей евреев-купцов и почетных граждан в общих казенных учебных заведениях, а где таковых нет, в еврейских казенных училищах обязательно». А под статьей - два примечания, которые сводят на нет устанавливаемый статье принцип беспрепятственного и даже обязательного обучения евреев в общих учебных заведениях. Высочайше утвержденного положения Совета Министров 16 сентября 1908 г. вводить ограничение приема евреев в высшие учебные заведения всех ведомств, за исключением консерваторий Императорского Русского музыкального Общества, процентной нормой по отношению к общему числу учащихся в размере: 3 % - в столичных учебных заведениях, 5 % - в других заведениях, находящихся вне губернии, отведенных для постоянного жительства евреев и 10 % - в заведениях губерний черты еврейской оседлости. Второе примечание, основывающееся на аналогичном положении 22 августа 1900 г., устанавливает процентную норму в средних учебных заведениях, как правительственных всех ведомств, так и частных, пользующихся правами правительственных. В размере: 5 % процентов - в столичных учебных заведениях, 10 % - в других заведениях вне черты еврейской оседлости и 15 % - в районе означенной оседлости.
     Положения Совета Министров - от 16 сентября 1908 г. и 22 августа 1909 г., на которые сделаны ссылки в аннулирующих ст. 787 примечаниях к ней, не вводили по существу ничего нового; они лишь объединили и кодифицировали множество разрозненных постановлений, заполнявших раньше статьи т. XI ч. I (Свод. Уст. Учен. Учр. и Учеб. Зав.) и берущих свое начало от Высочайше утвержденных положений Комитета Министров 5 декабря 1886 г. и 26 июня 1887 г.
     Эти положения Комитета Министров и основанные на них циркуляры министра народного просвещения гр. И.Д. Делянова от 1-го и 10-го июля 1887 г. впервые ввели ограничение евреев в праве на образование; раньше никаких запретов для евреев в данной области не существовало, больше того, периоды господства либеральных тенденций в правящих кругах постоянно характеризовались проявлением со стороны правительства усиленных забот по насаждению среди евреев общего образования.
     Правительственная политика в области еврейского вопроса всегда служила у нас показателем господствующих настроений, на евреях раньше, чем на ком-либо, отражалась у нас перемена политического курса, и особенно тесна была эта связь между общим положением вещей и отношением правительства к евреям в деле просвещения последних. Заметно сказывается она с середины прошлого столетия. «Годы реформ» принесли с собой, наряду с освобождением крепостных, раскрепощение и еврейского школьника; господствовавшие ранее в школе сословные и миссионерские тенденции были изгнаны из нее, и еврею-учащемуся предоставлена возможность свободного приобщения к источникам знания. Реакция 70-х и 80-х годов принесла на своем гребне драконовские проекты сословных преград в деле распространения образования; к счастью, не все замыслы ее увенчались успехом, но некоторые осуществились, и в том числе затруднение евреям доступа в общую школу. Переворот 1905 года свел было на нет все ограничения положения о праве евреев на образование, но начиная с 1907 г. прежние меры строгости были восстановлены в полном объеме и даже получили дальнейшее развитие. В большей или меньшей степени, в том или ином виде, но неизменно правительственные мероприятия в области образования евреев отражали настроение момента и служили своего рода политическим барометром. Рассматриваемые под этим углом зрения, они перестают быть частью того, что у нас именуется еврейским вопросом, и приобретают более общий характер, становятся вопросом культурного и политического роста страны.
     Ограничительные для евреев правила в области образования имели в своем основании причины общего характера, зато и последствия их применения отразились не на одних лишь евреях. Много зла причинено было процентной нормой русским евреям в минувшие годы, и большими бедствиями ее существование грозит им в будущем. Но не только евреям: тысячи нитей связывают у нас еврейское население с христианским, и естественно, что, быть может, для многих еще незаметный, но несомненный вред нанесен был процентной нормой всему населению страны, без различия вероисповеданий и национальностей.
     Из предшествующего, таким образом, ясно, что в соответствии с размерами и характером темы автору пришлось значительно расширить рамки своего исследования. Правильное освещение правительственных мероприятий в области образования евреев возможно только на фоне обще-правительственной политики в сфере еврейского вопроса и при сопоставлении с общими начинаниями правительства в школьном деле. Поэтому в настоящей работе так часто затрагиваются вопросы, с одной стороны, так называемого еврейского законодательства, с другой, нашего школьного законодательства вообще.
     Что касается материала, который лег в основание исследования, то автор должен сказать, что пользовался исключительно официальным материалом - отчетами мин. нар. просв., попечителей учебных округов, сборниками постановлений, циркуляров и т.п. Быть может, в ущерб живости изложения автор - да простит ему благосклонный читатель! - предпочитал привести цитату из официальных документов вместо того, чтобы самому пересказывать ее; он больше уделил место фактам и цифрам, чем выводам из них, зато он надеется, что ему удалось остаться до конца спокойным и объективным повествователем.
     Ценное содействие оказали автору в его труде г.г. Н.П. Малиновский, Л.А. Сев и Г.Б. Слиозберг, за что он приносит им искреннюю благодарность.