Предисловие книги: Современное состояние философии в Германии и Франции. (Зимний семестр 1891/2 учеб. года в Берлине и летний в Сорбонне и au College de France) / Введенский А.: 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1894. – 560 c. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Задача настоящего труда - характеризовать современную философию (главным образом метафизику) Германии и Франции отчасти на основании нашего непосредственного ознакомления с ее положением в Берлинском университете, в Сорбонне и au College de France отчасти на основании изучения ее новейшей литературы. Так как, не только на немецком, но и на русском языке, существуют хорошие «очерки» и «руководства» новейшей германской философии (например, Ибервега-Гейнце, Фалькенберга и др.), то относительно ее, нам казалось позволительным ограничиться лишь характеристикою университетских курсов по выслушанным нами в Берлине лекциям, и выяснением их общей связи с главными течениями новейшей философской литературы в Германии. Так как, напротив, не только на русском языке, но и на французском нет удовлетворительного изложения всех основных течений новейшей французской философии, доведенного до наших дней, то мы сочли необходимым, характеризуя современное положение философии во Франции по лекциям, выслушанным нами в Париже, дать вместе с тем, для их пополнения и исторического освещения, общий очерк развития французской философии последнего пятидесятилетия. Этим объясняется заметное с первого взгляда различие как в объеме обоих отделов предлагаемого труда, так и в принятых для каждого отдела планах.
     Очеркам германской и французской философии мы предпосылаем статью: «О задачах современной философии в связи с вопросом о возможности и направлении философии самобытно-русской». Нас неправильно поймет тот, кто захочет увидать в этой статье нечто в роде тем или тезисов, которые будто бы должна раскрывать русская философия. Отнюдь нет. Мы хотели лишь выяснить основания своей веры в философскую правоспособность русской нации и свои pia desideria относительно того направления, в котором должна (и вероятно будет) развиваться самобытная русская философия. Что при этом самобытность мысли мы не только не полагаем в намеренном и систематическом игнорировании всего, сделанного в области философии доселе, но совершенно напротив основательное изучение истории философии признаем за condition sine gua non всякой плодотворной работы на поприще самостоятельных философских исследований. Лучшим доказательством этому служит наш настоящий труд.
     Кто знаком с постановкою дела в германских университетах, кто знает, что там нет обычая литографировать лекции, тот извинит нас, конечно, за те промахи в первой половине книги, которые обусловлены несовершенством наших аудиторных записей. Что же касается Очерка французской философии, то в извинение его недостатков позволим себе напомнить, что, по крайней мере, на русском языке это есть первый опыт систематического изложения основных направлений французской философии последнего пятидесятилетия.

Автор