Предисловие книги: Русское законодательство о евреях: Очерки и исследования / Оршанский И.Г. – С.-Пб.: Тип. и лит. А. Е. Ландау, 1877. – 470 с. - репринтная копия

ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ
 
     Статьи, вошедшие в состав предлежащей книги, уже знакомы русской публике. Еще при жизни покойного Оршанского они были напечатаны в разных периодических изданиях и некоторые из них уже тогда были оценены по достоинству. Предприняв издание их в связном виде, издатели считают уместным объяснить, какими мыслями они при этом руководились.
     Несмотря на кажущееся разнообразие содержания, настоящая книга представляет собою органическое целое. В ней читатель найдет не только ряд специальных исследований по различным отделам русского законодательства о евреях, но и общий обзор всей этой области русского права. За покойным Оршанским следует признать ту бесспорную заслугу, что он первый попытался свести в одно тот разношерстный и сырой материал, в котором, как говорится «из-за деревьев не видно было леса». Оршанский однако, не удовольствовался практической стороной дела: - он дал не только комментарий к действующим законам о евреях, но сверх того попытался исследовать историческое развитие мотивов и элементов этих законов в связи с общим ходом русской юридической жизни.
     Но независимо от своего значения как юридического трактата, настоящая книга представляет собою труд публицистический и как таковой имеет также право на совершенно особое место в литературе еврейского вопроса в России. До Оршанского литература эта имела чисто полемический характер или вернее характер судебного разбирательства. Одни - разумеется, не евреи - нападали на последних, другие – разумеется, евреи - защищали себя. Но полемика эта как с той, так и другой стороны одинаково отличалась отсутствием реальной почвы и преобладанием риторического резонерства. Противники евреев вызывали тени «еврейской эксплуатации», «еврейского кагала», «еврейской замкнутости» и т.п. ужасов, нисколько не заботясь ни о фактическом подтверждении своих обвинений, ни об анализе условий еврейской жизни. Защитники евреев со своей стороны ограничивались жалкими словами, апелляцией к высоким чувствам, голословно отрицая все исходившее из противного лагеря. Конечно, евреи этим самым вредили себе, усиливая действие того зерна истины, которое, несомненно, заключалось во мнениях иудофобов. Оршанский первый оставил рутинный путь декламаторского сентиментальничанья. Он обратился к строго-научной обработке различных элементов еврейского вопроса. Относясь вполне сочувственно к положению своих единоплеменников, Оршанский, несмотря на это, всего выше ставил выяснение истины, не добиваясь «оправдания» во что бы то ни стало. Настоящая книга заключает в себе самые капитальные труды Оршанского по еврейскому вопросу, что отчасти обусловливается как содержанием, т.е. важностью роли, которую играет правовое положение евреев, как фактор в общем строе их жизни в России, так и методом, внесенным Оршанским в разработку этих вопросов. Жаль только, что Оршанский остался одиноким на предложенном им пути и что начатое им дело научной разработки еврейского вопроса так медленно подвигается вперед.