Предисловие книги: Фабричное законодательство Германии / Тернер О. – С.-Пб.: Тип. Майкова, 1874. – 265 с. - репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ
     Промысловое законодательство до конца прошлого столетия представляло свод постановлений, стеснявших всякую свободу производительной деятельности, подвергая строго цеховой регламентации различные ее проявления. Затем, в течение нескольких десятков лет, промыслово-фабричное законодательство под влиянием восторжествовавшей тогда идеи свободы труда, было занято чисто отрицательною работою устранения всех тех стеснений труда и деятельности, которые оставались как достояние прежних веков.
     Тогда свобода труда окончательно установилась в законах и все прежние стеснения пали. Оказалось, однако, что дело еще нельзя считать законченным и что необходимо приступить к дальнейшим мероприятиям, не лишенным некоторого регламентативного характера, хотя и в противоположном прежнему направлению, в видах обеспечения физического и нравственного благосостояния рабочих.
     Пауперизм, проявившийся в некоторых густо населенных мануфактурных округах, ужасающее развитие безнравственности женщин в тех местностях, где женское население работало в горных промыслах, под землею, наконец, болезненность и истощение народонаселения и усиленная смертность малолетних детей, проявлявшаяся в главнейших фабричных центрах, - представляли столь важные явления, что законодатель не мог не обратить на них внимания. При дальнейшем исследовании вопроса выказалось, что все эти пагубные явления существуют не в одной только фабричной, но и в ремесленной промышленности и что если они в последней не так ярко выступают, то это только благодаря тому обстоятельству, что в фабричном мире численность рабочих групп более значительна и потому все явления в этой среде выказываются с большей энергией.
     Вследствие того заботы об удовлетворительном гигиеническом устройстве промысловых заведений, об ограничении излишней продолжительности работы детей, несовершеннолетних рабочих и женщин, наконец, об установлении возможно правомерных отношений между нанимателями и нанимающимися сделались главною задачею законодателя.
     Удовлетворительное разрешение большей части вышеозначенных вопросов, затрагивающих весьма разнообразные условия экономического и общественного быта каждой страны, представляет, однако, немаловажные трудности, тем более что при этом является опасность впасть в излишнюю регламентацию, то есть отказаться от того начала, во имя которого были произведены предшествовавшие реформы в промысловом законодательстве.
     Замечательно, что первые попытки в этом направлении были сделаны в среде народа, наиболее склонного к самодеятельности и привыкшего смотреть подозрительно на всякое вмешательство администрации в частную деятельность и притом в такое время, когда теория селфговернемента была доведена до крайних пределов развития. Первый закон, ограничивавший продолжительность работы женщин и детей в некоторых мануфактурных промышленностях, был издан в Англии, в 1802 году, по предложению Роберта Пила.
     Возникшее при таких условиях новейшее промыслово-фабричное законодательство должно было по необходимости получить эмпирический характер, этот характер в главных чертах оно сохранило и до настоящего времени.