Предисловие книги: Системы призрения бедных в законодательстве и практике главнейших западно-европейских государств / Залеский В.Ф. – Казань: Электр. тип. Л.П. Антонова, 1912. – 311 с. - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Призрение бедных имеет задачею оказание помощи лицам, впавшим в нужду. Обозначение таких лиц словом «бедные» - не совсем правильно. Бедность - понятие относительное; человек, зарабатывающий в год 600 рублей, имеет полное основание считать себя бедняком по сравнению с людьми, получающими сотни тысяч ежегодного дохода; но нуждающимся его назвать нельзя.
     Бедными мы называем людей, которые располагают средствами для скромного удовлетворения только необходимых потребностей; бедный человек сыт, но употребляет только самую простую пищу; бедный человек одет сообразно времени года, но одежда на нем поношенная, сшитая из материала простого и грубого, нередко заштопанная и даже заплатанная; бедный человек не выписывает газет, не ходит в театр, не может для образования детей приглашать домашних учителей, репетиторов и т.д. и т.д.
     Нуждающийся же человек лишен возможности удовлетворять даже самые насущные потребности - он ограничивает себя в пище; он не имеет платья, соответствующего времени года, и принужден, например, зимою ходить в летнем пальто и без калош; в случае болезни ему не на что купить лекарства; он не в состоянии давать своим детям образование и т.д.
     Крайняя степень нужды называется нищетой. Нищий не имеет никакого имущества и никакого заработка и, в случае отсутствия посторонней помощи, обречен на немедленную гибель.
     В иностранных языках «нищий» - Bettler, mendicant, mendicante, beggar - означает человека, просящего милостыню; русское же понятие нищеты шире - этим словом обозначается крайняя степень нужды.
     В иностранных языках в выше определенном смысле будет - на немецком Durftigkeit, в простонаречии также Armut, на французском pauvrete, на английском poverty, на итальянском poverta.
     Нуждающийся же человек, не взирая на степень нужды - хотя бы она доходила до «нищеты», называется - arm (Armut im Technischen Sinn), indigent, indigent, indigente; состояние нужды - Armut, indigence, indigence, penury, indigenza.
По-итальянски для нищего, не в смысле просящего милостыню, а в смысле находящегося в крайней нужде - имеется слово Necessitoso, по-английски такая нищета называется - destitution.
     Не взирая на полную определенность смысла приведенных выражений - почти во всех языках укоренилось неправильное словоупотребление. Вместо того чтобы говорить о призрении нуждающихся, говорят о призрении бедных - poor laws (законы об общественном призрении), poor rate (налог в пользу бедных), droit des pauvres (особый налог в пользу бедных), poveri vergognosi (совестливые бедняки). Чтобы не изменять терминологии, сделавшейся привычною, и мы будем в настоящей работе говорить о призрении бедных, понимая под бедными - лиц, нуждающихся и впавших в нищету.
     Наличность в данной местности некоторого, довольно значительного, количества бедняков (т.е. нуждающихся и впавших в нищету) представляет собою социальное явление, обозначаемое именем «пауперизма». От понятия пауперизма следует отличать понятие «пролетариата». Пролетариат - это общественный класс, класс имущественно необеспеченный и добывающий средства существования трудом. Благодаря имущественной необеспеченности, класс этот представляет собой ту почву, на которой главным образом, развивается пауперизм.
     Общественное призрение, являясь в каждом отдельном случае помощью лицам нуждающимся, взятое в целом - представляет собой один из видов борьбы с пауперизмом.
     Бороться с этим общественным бедствием можно двумя способами: помогая людям, впавшим в нужду - это общественное призрение; и предупреждая самое наступление нужды - это социальная профилактика.
К области социальной профилактики относятся - устройство ссудосберегательных касс, народных банков, потребительных обществ, кооперативных товариществ, обществ взаимопомощи, введение страхования рабочих от несчастных случаев, страхования на случай болезни, страхования на старость, учреждение похоронных касс и т.д., и т.д.
     В сферу общественного призрения входят лечение бедных, призрение неизлечимо-больных, помощь при родах, призрение престарелых, увечных, лишившихся трудоспособности; оказание помощи бедным, временно не находящим работы.
     Призрение детей относится и к той, и к другой области: с одной стороны это общественное призрение, снабжение бедных, по малолетству нетрудоспособных, пищей и кровом; с другой стороны это социальная профилактика - предупреждение паразитизма и деморализации, подготовка будущих полезных членов общества.
     Поставив себе задачею ознакомление читателей с системами общественного призрения в главнейших государствах Западной Европы, мы оставляем в стороне социальную профилактику и занимаемся лишь призрением бедных в только что характеризованном смысле. При этом сферы медицинской помощи - лечения амбулаторного, стационарного, призрения хроников, душевнобольных и т.д. - мы касаемся слегка, в форме простых упоминаний, так как в этой отрасли призрения центр тяжести лежит не в роде и качестве услуг, которые являются совершенно одинаковыми и для богатых, и для бедных, а исключительно лишь в том, на кого падают производимые при этом расходы - на самого ли пользующегося медицинской помощью, или на средства общественного призрения.
     Затем, в самом изложении, чтобы не утомлять внимания читателей частностями и подробностями, мы стараемся, по возможности, сократить описательную часть и все стремления направляем, главным образом, к тому, чтобы как можно рельефнее выделить основные принципы и руководящие начала в разнообразных системах общественного призрения избранных нами одиннадцати западноевропейских государств.

Профессор В.Ф. Зальский
Казань, 15 Апреля 1911 г.