Предисловие книги: Власть римского домовладыки / Шенвиц Ф. – Варшава: Тип. П. Ляскауэра, 1914. – 353 с. – репринтная копия

ДРЕВНЕРИМСКАЯ «FAMILIA»
 
     Вместо вступления я желал бы посвятить несколько слов рассмотрению самого заглавия. Оно гласит: Власть римского домовладыки. Что же на самом деле мы понимаем под этими словами? Кто такой этот домовладыка и какова его власть?
     Если предметом нашего исследования является власть домовладыки, то во вступлении нам придется объяснить прежде всего слово «домовладыка». Это понятие в свою очередь выяснится только тогда, когда мы изучим происхождение института власти домовладыки.
     К этому мы теперь и обратимся.
     Слово paterfamilias так же старо, как и сам Рим, как стары его традиции и законы. Familia известна уже и древнейшему юридическому памятнику - законам 12 таблиц.
     Что же представляет собой понятие familia?
     Итак, по Ульпиану, familia - это собрание вещей или лиц.
     Во главе семьи стоит домовладыка.
     Итак, в основе familia лежит не родство, но подчинение отцовской власти; с другой стороны, жена не могла быть главой семьи, и она не имела власти. Кроме того, мы видим, что familia состояла как из родственников в тесном, собственном смысле, так и из усыновленных (adopti). Все эти лица называются агнатами, и их взаимная связь обусловливается подчинением одной общей отеческой власти. Voigt (Ius nature. 3, 1163) доказывает, что агнатами считались гражданские (а не кровные) родственники до шестой степени родства, а родственники дальнейших степеней принимались в число гентилей, а не агнатов.
     Как мы уже раньше заметили, familia в широком смысле этого слова делилась на familia pecuniaque, то есть в ее состав входили как люди, так и вещи. Первые подчинялись домовладыке, пользовавшемуся над ними определенной властью; с другой стороны, домовладыка, будучи представителем семьи, владел всем имуществом как собственник.
     Спросим себя теперь, каким образом появилась такая семья с подобной властью? Это в высшей степени важный вопрос, так как при разборе его мы, с одной стороны, уясним себе сущность римской familia, с другой же - найдем ключ для выяснения многих непонятных вопросов. Мы рассмотрим понятие «familia» с точек зрения филологической и историко-юридической.
     В латинском языке мы встречаем слова familus, famul (Lucret. 3), familia, в окском - famel, в умбрийском - fameria (tab. Igud. 2, 6). По всей вероятности, familia происходит от слова famat (окского корня), что значит «живет» (Так можно судить по двум помпейским надписям. См. Mommsen, Unteritalische Dialecte, 185).
     Кстати считаю нужным заметить, что дальнейшая эволюция слова famulus привела к тому, что потом этим словом обозначалось: принадлежащий к дому (все равно свободное лицо или раб). Впоследствии это слово famulus относилось к рабам, служащим.
     Таким образом филологическая конструкция слова familia показывает нам, что это слово, по всей вероятности, латинского происхождения и во всяком случае не чуждо латинскому языку и другим италийским наречиям. Понятие familia обнимает собою также рабов, которые жили в доме господина и разделяли с ним все житейские радости и печали. Дальнейшее жестокое порабощение их явилось плодом более позднего времени, эпохи расцвета культуры, военного могущества, торговли и промышленности.
     Теперь мы можем вывести некоторые определенные заключении, касающиеся римской familia: она. Безусловно, построена на религиозном начале и представляет собою замкнутую единицу, находящуюся под властью домовладыки, так как даже pontifices не могли вмешиваться в sacra private. Которые находились исключительно в руках домовладыки и под его непосредственным наблюдением; государство совершенно не входило в разбор семейных отношений и представляло домовладыке полную свободу действий, ограничиваемую лишь требованиями морали той эпохи.
     Подобная ширина власти встречается у всех народов и является наследием глубокой старины; но и впоследствии государство на первых порах своего существования (если вообще можно говорить о таком «государстве»), не было в состоянии опекать всех и каждого. Римский домовладыка пользовался правом vitae ac necis над подвластными и был их судьей. И в первобытное время pater familias, может быть, обладал этой властью без ограничений. Впоследствии появляется семейный суд или совет, состав которого и компетенция не вполне известны (по всей вероятности, он состоял из родственников), и обычай требовал, чтобы суд домовладыки происходил в его присутствии. Наконец, в императорскую эпоху, когда государство стало на прочном фундаменте, компетенция домовладыки была опять-таки уменьшена. Сильная государственная власть все больше и больше урезывала остатки potestas некогда полновластного pater familias.
     Вот эту-то картину мы и постараемся теперь изобразить.